С 1993 года в Нью-Йорке происходит внезапный и поразительный спад преступности. Например, в одном из наиболее печально известных районов города, Бруклин--Норте, число убийств резко сократилось со 126 в 1993 году до 44 в 1995 году, то есть на 65%!8 Качество жизни города заметно улучшилось, и это превращение не было никем предсказано, но было тщательно спланировано. Комиссар полиции Уильям Бреттон выяснил, что большинство преступлений совершается небольшим числом преступников и проистекает из небольшого числа типичных ситуаций, например сборищ подвыпившей молодежи на улицах города. Вначале он бросил массированные полицейские подразделения в наиболее проблемные районы, с тем чтобы разделаться с меньшинством преступников и ситуаций, которые порождают большинство проблем. Установка полиции была такова: тотальная нетерпимость к любым правонарушениям, даже таким с виду безобидным, как распитие спиртных напитков на улицах, отправление естественных надобностей в общественных местах и граффити. Массированный и в то же время точно направленный удар оказался эффективным. Комиссар Бреттон осознанно или неосознанно применил Принцип 80/20, сконцентрировавшись на тех 20%, которые порождают 80% проблем, в данном случае с целью искоренения 20% главнейших преступлений.
Эффективность усилий нью-йоркской полиции, как и эффективность похожих действий, предпринятых несколько раньше мэром города Марбелла в Испании, превзошла самые смелые ожидания, причем это выразилось не только в искоренении преступности в тех группах, по которым был нанесен удар, но и в изменении стиля жизни окружающих улиц. Идея пороговой величины, рассмотренная в главе 1, помогает объяснить, почему это произошло. Эта идея состоит в том, что, как только в развитии какого-либо новшества или новой практики достигается определенная точка, небольшое по величине дополнительное усилие начинает производить огромнейшие результаты. Когда в городе имела место определенная степень распространения преступности, пусть даже в таких невинных формах, как граффити, распитие спиртных напитков и отправление естественных надобностей в общественных местах, поведение жителей города тяготело к некоему наименьшему общему знаменателю. Хулиганы портили автомобили, умеренно законопослушные граждане совершали правонарушения, а наиболее законопослушные и влиятельные люди отстранялись от того, что творилось на улицах. Но как только благодаря усилиям полиции была достигнута определенная точка, когда преступность стала достаточно редкой и улицы города достаточно цивилизованными, отношение жителей к тому, что творится на улицах, внезапно изменилось, их поведение стало другим и прежде преступный район преобразился.
Теперь становится абсолютно ясным, что это должно означать для социальной политики. Средства, затрачиваемые на решение социальных проблем, которые не приводят к достижению пороговой величины в решении проблемы, — выброшенные деньги. Но когда пороговая величина достигнута небольшими дополнительными усилиями, то есть приложением массированных усилий для разрешения 20% ситуаций, которые порождают 80% проблем, тогда воздействие каждой из следующей дополнительной суммы денег или каждого следующего дополнительного усилия просто поразительно.
Но вы можете спросить, какое это имеет отношение к левым или правым, к противостоянию консервативной и либеральной политики? На самом деле очень большое. Может быть, я поступил немного нечестно, начав рассматривать проблему преступности — одну из немногих общественных проблем, в решении которых правые приветствуют активное вмешательство государства (в виде полиции). Вне всякого сомнения, Принцип 80/20 может быть применен с целью эффективного искоренения преступности. Примером служат недавние действия английской полиции, которая произвела одновременные рейды по местожительству тех 20% преступников, которые совершают 80% преступлений. И если интервенционистский подход работает в отношении преступности и может быть объяснен Принципом 80/20 и идеей пороговой величины, нет, в сущности, никакой причины, почему интервенционистский подход не мог бы успешно работать в любой сфере социальной политики.