Фридрих Ратцель (1844 -1904)

«Антропогеография» «народоведение»

Предмет изучения – географическое распространение предметов материальной культуры и соответственно распространение народов, носителей этих предметов

Ратцель выделяет 2 способа перемещения элементов культуры:

1) Полный и быстрый перенос неотдельных вещей, а всего культурного комплекса

2) Перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Предметы материальной культуры были выбраны рацелем в качестве основного объекта исследования, т.к они по мнению ученого гораздо дольше удерживаются и сохраняют свою форму и ареал распространения по сравнению с другими аспектами культуры.

Проблематика Ратцеля:

  • Рассматривал причину появления сходных элементов в культурах разных народов. И объясняет это общим происхождением всех культур. Все народы по мнению ратцеля являются носителями единой первичной доисторической культуры. Они обладают общим культурным достоянием включающим язык, разум, орудие труда, оружие и т.д.
  • Подвергает критике расовые теории
  • Считает необходимым включать в историю человечества, так называемые неисторические (бесписьменные) народы. Только таким образом можно реконструировать всеобщую историю культуры

Лео Фробениус (1873 -1928)

Концепция морфологии культуры.

Изучение африканскои культуры

Работа «происхождение африканских культур» 1898 г.

2 формы передвижения культур:

1) Перенос культуры без значительного движения народа

2) Перемещение культуры с народами

По мнению Фробениуса, культура – это некое органическое существо, проходит те же этапы развития, что и всё живое на земле.

Человек не является творцом культуры, он, скорее ее продукт. «Культура растет сама по себе, без человека, без народа»

Культура рождается из природных условий, по его мнению, культуры постоянно нуждаются в питании,а это осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую почву, но в этих новых условиях она приобретает иное направление развития.

Новые культуры рождаются из-за взаимодействия и соприкосновения старых. Культура в тоже время не может обойтись без человека, т.к у нее нет ног. Человек - это носильщик культуры.

Основное понятие – культурный круг. Это некая совокупность предметов материальной культуры с определенными признаками и характеристиками

Фробениус пришел к формулировке идеи о двух типах культур:

1) Телурическо-эфиопско-патриархальная.

2) Кхтоническо-хамипско-матриархальная

Теллурическая – это растущая из земли вверх.

Кхтоническая – углубляется в землю


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: