Эволюциализм

Эволюция – ключевое понятие

Вокруг этого принципа стало возможным организовать и синтезировать значительные объемы исторических и этнографических данных. Исходное положение эволюциализма: прошлое человечества может быть восстановлена на изучении существующих примитивных обществ. И эта концепция опирается на идею, что «пережитки» которые встречаются в современных культурах могут помочь разгадать тайны исторической родословной этих культур.

Представители: Германия Адольф Бастиан, Теадор Вайтц, Франция – Шарль леТурно, англия - Гербер Спенсер, Эдвард Тайлор, Джемс Джордж Фрейзер.

Заслуга формирования первой завершенной концепции принадлежит британским антропологам

Тайлор попытался выстроить последовательность ранних культур человеческтва, все культуры проходят одни и те же стадии своего развития.

Фрейзер – представитель интеллектуального направления. Она стремился понять и объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Сравнительно-историческое изучение сюжетов ветхого завета в сравнение с мифологией других стран. И выдвинул идею эволюционных стадий в умственном развитии человечества (магия, религия, наука)

Лаббок - общая концепция закономерностей истории

В германии формирование эволюционизма связывают с именем Адольфа Бостиана. Понятие элементарных идей, эти идеи в силу врожденности полагались идентичными у всего человечества, эти элементарные идеи он связывал с идеи географических провинции

США. Морган Льюис Герман

«Древнее общество» 1872 г.

Место и роль родового строя в истории человечества

Историю формирования брачных отношений

1) Промискуитет

2) Кровно-рожственная семья, но нельзя между родителями и детьми

3) Пуналуальная семья. Групповой брак нескольких сестер с общими мужьями

4) Парная семья без исключительного сожительства

5) Полигамная семья

6) Моногамная семья при исключительном сожительстве.

Разделяет историю человечества на:

1) Дикость

2) Варварство

3) Цивилизация

В основе технологические скачки в развитии культуры.

Минусы эволюционизма:

· Не могли объяснить развитие культуры и её составных частей, базируясь только на идеи количествненных изменений в культуре

· Они исходили только из того, что возникновение всех будущих культурных явлений имели предпосылки в начале человеческой истории

· Эволюционисты не могли объяснить почему одни культуры проходят все этапы, а другие застревают на низших ступенях.

В России эволюционизм начал формироваться в то же время что и в других странах Европы, но здесь его влияние не было особенно заметным из-за доминирования мифологических школ.

Константина Дмитриевича Кавелин

Штергберг

Н.И. Зибер

М.М. Ковалевский

Работы о патриархальных обществ. Трактовал общественное развития с ее трансформации

Эволюционизм положил начало культурной социальной антропологии как самостоятельной науки, но при этом был очень неоднородным течением

· Культурно-историческое

· Биологическое

· Социологическое (кант)

· Географическое

· Историко-материалистическое (Карл Маркс и Энгельс)

К концу 18 в авторитет эволюционизма стал сходить на нет, т.к был накоплен эмпирический материал, который не соответствовал теоретическим трактовкам принятыми эволюционистами

На смену пришли 2 антиэволюционистических направления:

1) Американская историческая антропология

Франс Буас

Маргарет Мид

2) Немецкая культурно-историческая школа

Фридрих Фатцель

Лео Фробениус

8.10.12

Концепция диффузионизма.

Германия.

Культурная диффузия – пространственное перемещение, распространение культуры или ее отдельных элементов и какого-либо центра или центров. Важная проблема – поиск исходных культурных кругов, центров происхождения народов и культур.

Понятие заимствована из физики, в изучении культур используется для обозначения распространения культурных явлений через контакты между народами

(торговля, завоевание, переселение)

Возникнув как альтернатива эволюционизма диффузионизм вырабатывает собственные принципы исследования:

1) Принцип географической определенности. Он используется при рассмотрении вопроса о возникновении конкретных предметов культуры

2) Принцип пространственно-временого перемещения отдельных элементов культуры и их комплексов

3 варианта диффузхионизма:

1) Инвазионизм (вторжение). С точки его зрении все серьезные изменения в обществе и его культуре вызываются вторжением в данную культуру племен и переселенцев, которые принадлежат к более высокому уровню развития культуры.

2) Теория культурного центра. Существовал некий центр, из которого исходили так называемые миссионерские элиты, именно они являлись носителями и распространителями культуры

3) Теория культурных кругов или областей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: