Эволюция – ключевое понятие
Вокруг этого принципа стало возможным организовать и синтезировать значительные объемы исторических и этнографических данных. Исходное положение эволюциализма: прошлое человечества может быть восстановлена на изучении существующих примитивных обществ. И эта концепция опирается на идею, что «пережитки» которые встречаются в современных культурах могут помочь разгадать тайны исторической родословной этих культур.
Представители: Германия Адольф Бастиан, Теадор Вайтц, Франция – Шарль леТурно, англия - Гербер Спенсер, Эдвард Тайлор, Джемс Джордж Фрейзер.
Заслуга формирования первой завершенной концепции принадлежит британским антропологам
Тайлор попытался выстроить последовательность ранних культур человеческтва, все культуры проходят одни и те же стадии своего развития.
Фрейзер – представитель интеллектуального направления. Она стремился понять и объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Сравнительно-историческое изучение сюжетов ветхого завета в сравнение с мифологией других стран. И выдвинул идею эволюционных стадий в умственном развитии человечества (магия, религия, наука)
|
|
Лаббок - общая концепция закономерностей истории
В германии формирование эволюционизма связывают с именем Адольфа Бостиана. Понятие элементарных идей, эти идеи в силу врожденности полагались идентичными у всего человечества, эти элементарные идеи он связывал с идеи географических провинции
США. Морган Льюис Герман
«Древнее общество» 1872 г.
Место и роль родового строя в истории человечества
Историю формирования брачных отношений
1) Промискуитет
2) Кровно-рожственная семья, но нельзя между родителями и детьми
3) Пуналуальная семья. Групповой брак нескольких сестер с общими мужьями
4) Парная семья без исключительного сожительства
5) Полигамная семья
6) Моногамная семья при исключительном сожительстве.
Разделяет историю человечества на:
1) Дикость
2) Варварство
3) Цивилизация
В основе технологические скачки в развитии культуры.
Минусы эволюционизма:
· Не могли объяснить развитие культуры и её составных частей, базируясь только на идеи количествненных изменений в культуре
· Они исходили только из того, что возникновение всех будущих культурных явлений имели предпосылки в начале человеческой истории
· Эволюционисты не могли объяснить почему одни культуры проходят все этапы, а другие застревают на низших ступенях.
В России эволюционизм начал формироваться в то же время что и в других странах Европы, но здесь его влияние не было особенно заметным из-за доминирования мифологических школ.
|
|
Константина Дмитриевича Кавелин
Штергберг
Н.И. Зибер
М.М. Ковалевский
Работы о патриархальных обществ. Трактовал общественное развития с ее трансформации
Эволюционизм положил начало культурной социальной антропологии как самостоятельной науки, но при этом был очень неоднородным течением
· Культурно-историческое
· Биологическое
· Социологическое (кант)
· Географическое
· Историко-материалистическое (Карл Маркс и Энгельс)
К концу 18 в авторитет эволюционизма стал сходить на нет, т.к был накоплен эмпирический материал, который не соответствовал теоретическим трактовкам принятыми эволюционистами
На смену пришли 2 антиэволюционистических направления:
1) Американская историческая антропология
Франс Буас
Маргарет Мид
2) Немецкая культурно-историческая школа
Фридрих Фатцель
Лео Фробениус
8.10.12
Концепция диффузионизма.
Германия.
Культурная диффузия – пространственное перемещение, распространение культуры или ее отдельных элементов и какого-либо центра или центров. Важная проблема – поиск исходных культурных кругов, центров происхождения народов и культур.
Понятие заимствована из физики, в изучении культур используется для обозначения распространения культурных явлений через контакты между народами
(торговля, завоевание, переселение)
Возникнув как альтернатива эволюционизма диффузионизм вырабатывает собственные принципы исследования:
1) Принцип географической определенности. Он используется при рассмотрении вопроса о возникновении конкретных предметов культуры
2) Принцип пространственно-временого перемещения отдельных элементов культуры и их комплексов
3 варианта диффузхионизма:
1) Инвазионизм (вторжение). С точки его зрении все серьезные изменения в обществе и его культуре вызываются вторжением в данную культуру племен и переселенцев, которые принадлежат к более высокому уровню развития культуры.
2) Теория культурного центра. Существовал некий центр, из которого исходили так называемые миссионерские элиты, именно они являлись носителями и распространителями культуры
3) Теория культурных кругов или областей.