Государство как социокультурный институт

Приоритетные цели государственной культурной по­литики

Неким идеальным ориентиром может слу­жить следующее определение государственной куль­турной политики.

Культурная политика демократического госу­дарства – это деятельность, предполагающая:

· формирование основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общества и о должном состоянии культурной жизни:

· определение приоритетных целей развития культуры;

· составление соответствующих программ;

· их реализацию с помощью распределения различного вида ресурсов.

В контексте таких представлений система госу­дарственного управления (регулирования) культурной жизни есть не что иное, как средство осуществления приоритетных целей государственной культурной по­литики.

Поэтому эффективность и – более того – правомерность существования любой такой системы может быть оценена только с точки зрения того, на­сколько она способствует достижению поставленных целей. Потому что любая система управления – это лишь инструмент достижения неких целей.

Отсюда ясно, что прежде чем проектировать (или реформиро­вать) систему управления культурной жизнью, нужно четко уяснить себе актуальные цели государственной культурной политики и под них создавать соответству­ющий социальный инструментарий.

Говоря о регулировании культурной жизни как о целенаправленном процессе осуществления некоей государственной культурной политики, следует иметь в виду, что существуют объективные пределы допустимого внешнего вмешательства в эту сферу. Потому что культура – это саморегулирующаяся сфера обще­ственной жизни, имеющая собственную логику и при­сущие ей внутренние генетические потенции. Так что внешнее вмешательство (управление, регулирование) будет продуктивным до тех пор, пока оно не искажает, не препятствует самореализации культурной жизни. Другими словами, в этой сфере велика роль правиль­ного соотношения регулирования и саморегулирова­ния. Эти оптимальные пропорции зависят как от вида культурной деятельности, так и от конкретной истори­ческой ситуации.

Стратегические цели культурной деятельности, по-видимому, определяются генетической компонен­той – внутренним законом развития соответствующей сферы культурной активности. Приоритеты же здесь тесно связаны с текущей злобой дня, с конкретными политическими, социально-экономическими и культур­ными реальностями времени, на которые проецируют­ся цели культурной политики. Другими словами, если цели являются стратегической базой культурной поли­тики, то приоритеты связаны с конкретной последова­тельностью и тактикой реализации этих целей, дикту­емыми текущим моментом.

Каждая приоритетная цель распадается на ряд конкретных задач, представляющих в своей совокуп­ности целостную программу ее реализации.

И, наконец, способы решения задач культурной политики – это не что иное, как социальные регулято­ры, механизмы и структуры, позволяющие осуществить цели культурной политики.

Цели, приоритеты, задачи и способы их реше­ния в своей совокупности составляют феномен, име­нуемый культурной политикой государства и охваты­вающий всю культурную жизнь общества. Вместе с тем очевидно, что в зависимости от конкретного аспекта культурной жизни (религия, наука, искусство, образо­вание и средства массовых коммуникаций) процессы формирования и осуществления культурной политики будут приобретать свою специфику.

Можно выделить следующие основные направления деятельности по управлению сферой культуры:

· совершенствование системы управления сферой куль­туры, разработка и внедрение наи­более эффективной системы управления;

· нормативно-правовое и научно-методическое обес­печение сферы культуры;

· поддержка и развитие материально-технической базы;

· подготовка и совершенствование кадрового состава работников и деятелей культуры и искусства и их соци­альная защита;

· сохранение, развитие и использование культурного наследия и достояния;

· поддержка молодых дарований, детского художе­ственного образования и творчества;

· стимулирование и поддержка профессионального ис­кусства и творческих союзов;

· развитие культурно-досуговой деятельности и тради­ционной народной культуры;

· развитие социального маркетинга;

· реализация специальных инновационных культурных проектов;

· интеграция в мировое культурное про­странство.

Начало третьего тысячелетия для России – это момент осмысления дости­жений, оценки нерешенных проблем, прогнозирования перспектив социального развития, в том числе перспектив развития отрасли культуры, характеризующейся противоречивыми тенденциями.

Главным положительным достижением считается сохранение культуры и определенные эффектив­ные действия по развитию культурного поля. Это выражается в том, что на всей территории РФ в той или иной мере:

· функционирует система культурных учреждений;

· стабилизируются и зачастую переходят в стадию раз­вития многие виды искусства, направления культурной дея­тельности;

· расширяется взаимодействие муниципальных образо­ваний в обеспечении культурных прав и запросов населения.

Что же способствовало положительным изменениям в сфере культуры.

Прежде всего, про­ведение целостной государственной культурной политики. Именно из года в год осуществляющаяся целенаправлен­ная, планомерная, решающая стратегические цели и так­тические задачи культурная политика позволи­ла сфере культуры выжить и достичь серьезных успехов в состоянии затянувшегося социально-экономического, куль­турного, духовного кризиса России.

В регионах России были разработаны и осуще­ствлены программы развития и сохранения культуры и искусства, которые, в сущности, явились практическим меха­низмом культурной политики. Их плюсом было то, что отрасль культуры рассматривалась как дей­ствующий социальный организм региона, серьезно влияю­щий на социокультурные процессы, происходящие на ог­ромнейшей территории России.

В то же время программы развития нельзя было в пол­ной мере считать инструментом культурной политики, так как собственно культурная политика четко, логично и по­следовательно не формировалась.

Теоретико-практический аспект культурной политики предполагает ликвидацию следующих негативных факторов:

· отсутствие идеологии государственной культурной полити­ки, основывающейся на целях и задачах социально-поли­тического, экономического развития государства, с одной стороны, и на решении конкретных проблем в сфере куль­туры – с другой;

· отсутствие целевых установок на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы, вытекающих из реального положения дел в отрасли;

· застои в сфере культуры, слабые импульсы развития отрасли в целом.

В настоящее время в культурной политике ряда регионов России происходят серьезнейшие изменения принципи­ального характера. Осознан ряд важней­ших позиций, которые и стали концептуальными основами культурной политики на новом этапе. Они таковы:

1.Культура – это стратегический ресурс региона.

2.Нереализованный потенциал культуры, нерешенные проблемы культуры отбрасывают назад не только саму отрасль, но и все общество, государство.

3.Концепция культурной политики должна учитывать, что развитие сферы культуры – одна из важнейших составляющих развития других отраслей социальной сферы.

4.При осуществлении культурной политики необходимы прочная связь и взаимодействие на федеральном, областном, муниципальном уровнях.

В рамках региональной культурной политики на новом этапе выстраивается «древо целей», где ясно прослеживается их приоритетность на разных этапах реализации про­грамм. Причем эти цели обоснованны, сформулированы в результате глубокого всестороннего анализа как отрас­ли в целом, так и ее главных составляющих: музейного дела, библиотечной системы, самодеятельного творче­ства, кадровой политики, инфраструктуры отрасли, нор­мативно-правовой базы и др.

Государственная культурная политика на уровне региона

Генеральная цель культурной политики на уровне региона – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов.

Переход на стратегию самоорганизации культурной жизни предполагает решение целого ряда задач:

· во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности. Культура должна стать условием совершенствования социальной действительности, сферой самореализации личности;

· во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию – политических клубов, салонов, добровольных культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, одно- и многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых и т. д.

Обозначенное выше условие можно обеспечить путем муниципализации и сдачи на льготных условиях и конкурсной основе в аренду помещений нежилого фонда, пригодных для организации культурно-досуговых центров, клубов, библиотек. Многообразие субъектов социокультурной деятельности создаст альтернативность развития культурной жизни, поможет ослабить монополию государственных структур на формирование культурной политики, обеспечит реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения;

· в-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя» и развития навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи;

· в-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью инициирования и поддержания на достаточно высоким уровне «элитных» субъектов социально-культурной самодеятельности, которые для населения территории будут играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая «планку» культурной жизни региона;

· в-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу;

· в-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в данной местности;

· в-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за сам факт их существования безотносительно к содержанию их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных и культурно-досуговых программ, т. е. внедрение договорно-контрактных отношений в культурно-досуговые учреждения и организационно-методические структуры.

Существующие управленческие звенья должны быть поставлены в такие условия, которые приведут естественным путем, без очередной кампании кадровых перестановок, к решению основной для них задачи – созданию условий саморазвития культурной жизни региона, самореализации различных субъектов социально-культурной деятельности.

Сущность социокультурной политики определяется конкретно-историческими условиями ее выработки и реализации. В реалиях современного развития региона возможно выделить два основных значения социокультурной политики.

1.Гуманистический. Социокультурная политика как реальная программа развития учреждений культуры, искусства и досуга, деятельность которых направлена на создание условий саморазвития личности в контексте социально-экономического развития региона.

В настоящее время необходимо консолидировать население региона в едином социокультурном поле, создать условия для равноправия жителей в отношении культурных ресурсов, в творческой самореализации каждого жителя региона. Необходимо расширять сеть организаций культуры, увеличивать количество площадок для предоставления культурных услуг населению в отдаленных от центра районах.

2.Прагматический. Социокультурная политика как имиджевый проект, направленный на создание привлекательного образа региона в российском и международном контексте. Сегодня необходимо популяризировать реальные культурные достижения региона, необходимо создавать условия для их динамичного поступательного развития. Это позволит качественно изменить представление жителей о роли и месте региона в современной российской действительности. На общероссийском уровне позитивный культурный имидж региона будет способствовать дополнительным социокультурным инвестициям на федеральном уровне, повысит привлекательность региона в условиях углубления международного сотрудничества.

Основными составляющими социокультурной политики в регионе являются:

· коммуникация как эффективная процедура обсуждения управленческих решений, направленная на выявление и согласование интересов разнородных субъектов социокультурного процесса;

· совокупность приемов управления развитием сферы культуры, процессами развития искусства, образования и науки;

· освоение, передача и развитие культурного потенциала через организацию социального взаимодействия, осуществляемого средствами культуры; процессы, связанные с развитием социокультурного потенциала членов общества, с приобщением их к культурным ценностям. Ресурсы культуры рассматриваются в этом случае как один из значимых факторов развития общества, их наращивание и развитие подчинены решению социально-экономических и социально-политических задач общества.

Цель социокультурной политики в регионе - целенаправленное, поступательное и динамичное развитие социальной и культурной составляющих регионального пространства.

Задачи социокультурной политики определяются реалиями социально-экономического развития региона и включают следующие позиции:

· выработка и реализация социокультурной политики, соответствующей основным федеральным законам и стратегическим общедемократическим принципам развития современной российской государственности;

· наполнение содержательной стороны социокультурной политик региональными специфическими особенностями, учитывающими социокультурное, этническое и конфессиональное многообразие культуры конкретного региона;

· обеспечение единства социокультурного пространства, равных возможностей для жителей различных регионов и представителей разных социальных групп в получении доступа к культурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативы с целью развития культурной жизни региона;

· повышение оснащенности учреждений культуры современным оборудованием и программным продуктом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;

· становление и развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учреждений культуры.

Принципы социокультурной политики в рамках региона подразумевают постановку и реализацию следующих целеполагающих приоритетов:

· доступность культурных услуг для населения региона;

· сбалансированное территориальное распространение объектов культуры в центре и на периферии в пространстве региона;

· учет многообразия социально-экономических, национальных, религиозных, идеологических, культурных особенностей региона;

· открытость для социокультурного взаимодействия с другими российскими регионами, с культурными центрами ближнего и дальнего зарубежья;

· открытость для инвестирования социокультурных проектов предприятиями различных форм собственности, стимулирование меценатской и спонсорской поддержки учреждений культуры и искусства.

Стратегические приоритеты социокультурной политики региона определяются в соответствии с реалиями современного социокультурного процесса и реализуются в соответствии с:

· Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Стратегические приоритеты определяются субъектами социокультурного развития путем экспертных оценок и коллективного обсуждения в структурах исполнительной и законодательной власти. Возможно широкое общественное обсуждение в СМИ наиболее значимых социокультурных проектов.В структуре стратегических приоритетов социальной и культурной политики региона можно выделить следующие:· обеспечение условий конструктивного диалога органов государственного управления культурой, муниципальных учреждений культуры, научных организаций по выработке и реализации совместных социокультурных программ и проектов;· государственное стимулирование поступательного развития учреждений муниципального дополнительного художественного образования детей с учетом интересов и возможностей педагогических коллективов конкретных образовательных учреждений;· обеспечение эффективного функционирования непрерывного художественного образования по линии школа – профессиональное учебное заведение – высшее учебное заведение;· сотрудничество с российскими и зарубежными научными центрами и фондами, благотворительными организациями по реализации грантовой поддержки социально значимых для региона культурных проектов.Перечисленные мероприятия имеют стратегическую цель – повышение общеобразовательного и общекультурного уровня населения региона, повышение престижа и социальной значимости сферы культуры и искусства в общественном мнении.

Формирование региональных программ

Формирование региональных программ развития культурно-досуговой деятельности представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы.

Изучение социокультурной ситуации в регионе. Основные проблемы, которые необходимо решить на этом этапе формирования региональных программ, заключаются в следующем:

– во-первых, необходимо определить региональную культурную специфику (специфику местных локальных культур, особенности «малого культурного пространства»);

– во-вторых, выявить приоритетные направления социокультурной деятельности, которые должны финансироваться из средств фонда развития культуры и искусства, целевых фондов и т. п.;

– в-третьих, определить социальные группы и категории населения, минимум культурного обслуживания которых должен быть обеспечен государством;

– в-четвертых, определить региональный потенциал в рамках того или иного вида культурно-досуговой деятельности, имеющиеся материальные и человеческие ресурсы, включая средства местного бюджета, возможности государственных и общественных институтов организации культурно-досуговой деятельности.

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона. Исходные данные позволяют:

а) накопить информацию о проблемах регионального характера;

б) сформулировать на этой основе проблемы, которые предстоит решить в рамках культурной политики;

в) получить информацию, необходимую для решения проблем.

Информацию целесообразно формировать по следующим разделам:

1. Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др.

2. Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т. е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам.

3. Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т. е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.

4. Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т. д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы.

На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона. Эти два документа являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики.

Разработка концепции социокультурного развития территории. Данный этап, который для краткости далее будет именоваться концептуальным, целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как бы два вектора ориентации:

а) жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы или категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т. д.);

б) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т. д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

Таким образом, приоритетное направление социально-культурной деятельности – это одновременно:

– способ решения проблем определенной социальной группы;

– путь блокирования возможного источника социальной напряженности;

– потенциальная сфера деятельности населения, т. е. своеобразное пересечение интересов государства в сфере культурной политики и различных социальных групп.

Схема путей и способов решения проблем культурного развития территории, включает 3 крупных блока: а) решение организационно-управленческих; б) экономико-правовых проблем и в) совершенствование содержания деятельности культурно-досуговых учреждений. По каждому блоку формулируются основные пути и разрабатываются конкретные предложения.

Разработанная в ходе второго этапа концепция социокультурного развития региона не является самоцелью. Она выступает как основа формирования заказа на разработку как региональных программ социокультурного развития, так и локальных культурно-досуговых программ. Речь идет о переходе от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории.

Сама по себе территориальная программа включает в себя ряд позиций, нашедших отражение в концепции социокультурного развития. В то же время она отличается большей конкретностью в плане «привязки» к реальным возможностям территории – кадровым, экономическим, материально-техническим и т. п. Приведем примерную структуру такой программы:

1. Приоритетное направление социокультурной деятельности.

2. Проблемная ситуация региона.

3. Социальная база программы (категория, на которую рассчитана программа).

4. Цели и задачи социокультурной деятельности (программы).

5. Виды социокультурной деятельности (информационно-просветительская, поисково-исследовательская, художественная самодеятельность, народное творчество, любительские объединения, общественные движения и т. д.).

6. Социально-культурная инфраструктура (совершенствование деятельности существующих культурно-досуговых учреждений, создание новых типов учреждений, перепрофилирование и т. д.).

7. Кадровое обеспечение программы (система мероприятий по подготовке, повышению квалификации, переквалификации работников для реализации программы).

8. Экономическое обоснование программы: а) расчет затрат; б) источники финансирования.

9. Организационное обеспечение программы (создание постоянно действующего оперативного органа, ответственного за реализацию программы, функции которого может выполнять Фонд развития культуры и искусства, различные целевые фонды и т. п.).

Региональные программы социально-культурного развития могут формироваться двумя способами: сверху вниз и снизу вверх. Первый вариант осуществим в том случае, если в комиссии по культуре имеется необходимое количество профессионалов в данной области, способных квалифицированно разработать концепцию и программу развития культуры региона, или же есть возможность (средства и исполнители) заказать разработку программы и концепции учреждениям и организациям, специализирующимся на такого рода разработках. Второй вариант в сегодняшних условиях более реален, поскольку он основывается на предложениях «снизу».

В том и другом случае региональные программы служат:

а) информационной базой для формирования социально-творческого заказа клубным учреждениям и другим субъектам организации свободного времени;

б) основой для разработки культурно-досуговых программ соответствующими субъектами организации досуга (клубными, библиотечными учреждениями, культурными и спортивными центрами, самодеятельными объединениями и другими государственными и общественными формированиями).

Стимулировать поступление программ «снизу» можно различными способами. Наиболее доступный тот, что нашел отражение выше – объявить через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурс на разработку региональных и культурно-досуговых программ в соответствии с тематикой, которая отражает приоритетные направления социокультурного развития территории согласно концепции культурной политики. Тем самым возникают необходимые условия для привлечения к реализации культурной политики как работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов – кооперативы, инициативные группы, досуговые центры, другие хозрасчетные структуры, а также граждан, желающих в индивидуальном порядке внести свой вклад в оптимизацию культурной жизни региона.

В этой связи достаточно велика вероятность того, что будут предложены самые разнообразные по объему, качеству, стоимости и другим параметрам региональные и культурно-досуговые программы в рамках каждого из приоритетов. Тем самым актуализируется проблема их объективной оценки и отбора для реализации и финансирования тех из них, которые максимально способны решить цели и задачи культурной политики.

Что же касается более локальных программ – культурно-досуговых, разрабатываемых различными типами действующих в регионе или вновь создаваемых культурно-досуговых учреждений, то методика их формирования требует специального рассмотрения.

Дело в том, что в предыдущие десятилетия сложилась практика подготовки и проведения или отдельных мероприятий, или цикла мероприятий, формально объединенных в рамках тех или иных направлений воспитания, ориентированных на категории населения, выделенные по формальным признакам.

Современный подход к организации досуга предполагает качественно иной уровень решения задач развития культурно-досуговой деятельности. Он связан, прежде всего, с разработкой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой территориальной культурной политики. Каждая программа представляет собой относительно самостоятельную, законченную, логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Таким образом, и на уровне формирования культурно-досуговых программ проблемно-целевая ориентация сохраняется как доминирующий принцип.

Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительный, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив).

В свою очередь, как информационно-просветительные, так и программы «общественная инициатива» могут формироваться по двум основаниям: 1) категория населения и 2) приоритетное направление социокультурной деятельности (доминирующий интерес).

Примерная структура культурно-досуговых программ, разрабатываемых для определенной социальной группы

1. Категория населения и характеристика проблемной ситуации данной группы.

2. Цели и задачи программы.

3. Содержание программы и фонды КПД.

4. Пространство социокультурной деятельности.

5. Исполнители.

6. Сроки исполнения.

7. Оценка затрат и источники финансирования.

При формировании данного типа программ важно определить критерии для выявления той или иной социальной группы. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), необходимо учитывать, как уже отмечалось, жизненный цикл и образ жизни, положение в обществе, круг интересов и др.

Порядок формирования указанного типа культурно-досуговых программ следующий:

– дается характеристика определенной группы (или категории) населений, локализованной на предприятий, по месту жительства;

– формулируются основные задачи культурно-досуговой программы;

– определяется приоритетное для данной категории направление социокультурной деятельности;

– разрабатываются конкретные мероприятия и формы культурно-досуговой деятельности с учетом оптимального соотношения информационно-просветительной направленности творческих видов деятельности (т. е. различных форм общественной инициативы);

– производится оценка затрат.

Культурно-досуговые программы, разрабатываемые на основе доминирующего интереса.

В отличие от первого типа программ, эти ориентируются, как правило, на уже существующие и действующие группы – по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении, объединенные интересом к политике, искусству, спорту и т. д.

Примерная структура программы

1. Приоритетное направление.

2. Цели и задачи программы.

3. Форма реализации.

4. Пространство социокультурной деятельности.

5. Правовое обеспечение.

6. Состав организаторов-учредителей.

7. Оценка затрат.

Условно можно выделить насколько этапов формирования культурно-досуговых программ по интересам:

1) Генерирование в рамках избранного приоритетного направления социокультурной деятельности яркой и нетривиальной для данного региона идеи, содержащей:

– признаки высокой общественной значимости;

– отвечающей интересам определенной социальной группы.

2) Формулировка целей и задач программы, решение которых даст возможность сформировать те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у своих граждан.

3) Определение набора видов деятельности, соответствующих целевому назначению культурно-досуговой программы и реальных для осуществления в условиях того или иного региона. Следует учитывать, чтобы и по форме, и по содержанию они не дублировали, но дополняли бы деятельность государственных и общественных институтов региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: