Мероприятиям

особенности
Систематическая, повседневная, планомерная воспитательная работа, направленная на группу, коллектив таможенного органа
Работа с конкретным челове- ком после получения сведений о каком-либо негативном факте в его деятельности
Формы профилактики
личная беседа руководителя (его заместителя, начальника структурного подразделения)
информирование коллектива подразделения о случаях право-нарушений
заслушивание объяснений совершившего проступок
рассмотрение проступков и их обсуждение на собрании
В зависимости от степени и значимости противоправных или небла- говидных проступков применяются соответствующие меры профилактики (моральные, административные, общие или индивидуальные).

5.4.2. Стадии профилактического процесса и источники информации


Эффективности профилактической работы, достижению воспитатель- ных целей, определению необходимых путей исправления, установления и устранения недостатков способствуют:

— изучение истинного (а не показного) состояния дел;

— вскрытие субъективных и объективных причин и предпосылок пра- вонарушений.

Как и любой процесс, профилактическая работа состоит из следующих стадий:

а) Стадии профилактической работы

стадии
Выявление факторов, способст- вующих возникновению правона- рушений
Установление самих фактов пра- вонарушений и проступков
Своевременное принятие мер воспитательного и (при необхо- димости) правового воздействия
Анализ профилактической работы и критическая оценка ее результатов

б) Источники информации

сотрудники, обнаружившие в процессе своей деятельности признаки правонару- шений или предпосылки к ним в дей- ствиях того или иного сослуживца
Источники информации
документы, с которыми работают таможенники и в которых могут отражаться нарушения, умышлен- но или неумышленно допускаемые тем или иным сотрудником
материалы о правонарушениях или неблаговидных поступках сотрудников таможенных органов, поступающие из правоохранительных органов и других источников («телефоны доверия»)
Профилактике всегда предшествует получение определенного рода информации, содержащей признаки правонарушений либо предпосылок к ним, и являющейся основанием для применения различных форм и мето- дов воздействия (реагирования).


В результате реализации мероприятий аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступле- ниями в таможенных органах» и перспективного плана работы ФТС по со- вершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации на 2007–2009 годы была не только остановлена не- гативная тенденция роста общего количества нарушений служебной дис- циплины, но и снижена с 6996 в 2007 г. до 6480 в 2009 г. [27]

Во всех таможенных органах созданы Комиссии по соблюдению требо- ваний к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссии заседают ежемесячно и заслушивают должностных лиц:

— по фактам выявленных несоответствий, заявленных в декларациях о доходах;

— о выполнении планов индивидуально-воспитательной работы лица- ми, имеющими дисциплинарные взыскания;

— о соблюдении должностными лицами требований законодательства РФ по противодействию коррупции (конфликт интересов).

Требования к профилактическим мероприятиям

Исходя из того, что профилактические мероприятия носят не только предупредительный, но и воспитательных характер, и направлены как на совершившего проступок, так и на его коллег, эти мероприятия должны от- вечать следующим требованиям:

— гласности;

— открытости;

— корректности;

— принципиальности;

— доброжелательности;

— этичности.


недопустимость конфликтность интересов
лоббирование чьих-либо интересов
запретительные
занятие предпринимательством
использование служебного положе- ния для достижения личных целей
    толерантность  
   
политическая нейтральность  
   
лояльность по отношению к орга- нам власти  
рекомендательные    
     
  тактичность и корректность  
   
внимание к гражданам  
   
Основные направления совершенствования воспитательно-профи- лактической работы:

1. Координация и взаимодействие всех участников воспитательного процесса (кадровая служба, начальники структурных подразделений, от- дел собственной безопасности, инспекция по личному составу, профсоюзная организация, совет ветеранов).

2. Сосредоточение внимания участников воспитательной деятельности на индивидуальной работе, организация наставничества.

3. Укрепление атмосферы доверия в отношениях руководителей и под- чиненных.

4. Применение в повседневной практике методов социальной психоло- гии и педагогики.

5. Изучение общественного мнения, настроений и ценностных ориен- таций, выявление и предотвращение конфликтных ситуаций.

6. Постоянное ориентирование сотрудников в вопросах государствен- ной политики, экономики и права.

7. Своевременное информирование личного состава об изменениях оперативной обстановки и первоочередных задачах коллектива.

8. Совершенствование практики морального и материального стиму- лирования труда персонала, пропаганда достижений, развитие традиций.

5.4.4. Нормативная основа воспитательно-профилактической работы в таможенных органах

В современных условиях развития политических процессов, значитель- ных изменений в экономической и социальной ситуации в нашей стране все большее значение для эффективного функционирования государствен- ной службы приобретают нравственно-этические проблемы, оказывающие существенное влияние на общественные настроения граждан России, в том числе и по поводу таможенников. К сожалению, еще не редки сообщения средств массовой информации о случаях коррупционных проявлений со сто- роны отдельных представителей таможенных структур, некоторых участни- ков внешнеэкономической деятельности в ущерб интересам государства.

В связи с этим настоятельной необходимостью становятся повышение социальной ответственности государственных служащих, в том числе со- трудников и служащих таможенных органов, эффективное воздействие на их служебное поведение.

В целом, основные правовые и организационные принципы го- сударственной службы сформулированы в федеральных законах от 31 июля 1999 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде- рации».


В Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об общих принци- пах служебного поведения государственных служащих» установлены нормы служебного поведения и сделан упор на нравственную сторону профессио- нальной деятельности всех занятых на государственной службе [6].

Положения данного Указа направлены на решение следующих основ- ных задач:

— закрепление норм надлежащего служебного поведения государ- ственных служащих;

— обеспечение профилактики коррупционных проявлений, порождае- мых нарушениями правил служебного поведения;

— содействие эффективности государственной службы путем усиления борьбы со случаями ненадлежащего служебного поведения;

— повышение доверия граждан страны к органам государственной власти.

добросовестность
профессионализм
предписывающие
законность
компетентность
Формы
Сущность
Принципы служебного поведения представляют следующие формы норм и правил: предписывающие, рекомендательные и запретительные.


Моральные принципы и правила поведения сотрудников тамо- женных органов были закреплены в Кодексе чести таможенника Россий- ской Федерации решением Коллегии Государственного таможенного коми- тета России еще в сентябре 1997 г. (приказ ГТК России от 3 сентября 1997 г.

№ 530).

В рамках реализации концепции модернизации таможенной системы России и, основываясь на общих принципах служебного поведения, утверж- денных Указом Президента РФ в августе 2002 г., Федеральная таможенная служба России в августе 2007 г. утвердила Кодекс этики и служебного по- ведения должностных лиц таможенных органов РФ. [13]

Морально-этические принципы и правила поведения, определенные данным Кодексом, исходят из реальных требований государственной служ- бы, соответствуют нормам права, закрепленным в Конституции РФ и дру- гих нормативно-правовых документах, регламентирующих служебное по- ведение такой профессиональной группы государственных служащих, как таможенники.

Каждый гражданин России поступивший на службу в таможенные ор- ганы, добровольно возлагает на себя обязанность и ответственность неукос- нительно выполнять требования Кодекса, профессионально и честно, руко- водствуясь высокими моральными принципами, поддерживать и укреплять авторитет Федеральной таможенной службы.

По своей функциональной деятельности должностным лицам таможен- ных органов, сотрудникам и гражданским служащим приходится не только руководствоваться должностным регламентом, но и разъяснять, доказывать и убеждать, общаясь повседневно с гражданами — представителями раз- личных социальных групп, общественно-политических организаций и фор- мирований, участниками внешнеэкономической деятельности; обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей, приняти- ем решений, организацией различных мероприятий. Поэтому таможенник должен быть тактичным, корректным, внимательным, коммуникабельным и не только высокообразованным, но и высококультурным человеком, обла- дающим грамотной речью, владеющим различными приемами и формами делового устного и письменного общения, знанием основ социологии и пси- хологии, профессиональной этики.

Высокий культурный уровень, кроме того, предполагает уважение к духовным и нравственным ценностям старших поколений; сохранение и приумножение лучших традиций многолетней истории российской тамож- ни; терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и зару- бежных государств; учет их культурных, этнических, религиозных и иных особенностей.

И, наконец, таможенник — представитель Российской Федерации. Поэ- тому по культуре его речи и поведению, интеллекту, форме одежды и внеш- нему виду (опрятность, прическа, применение косметики и т.п.), манерам


и психоэмоциональному состоянию (настроению) судят не только о тамо- женной службе, но и о государстве в целом.

В настоящее время ФТС России направляет значительные усилия на реформирование всей системы воспитательной работы с личным составом, отлаживание социально-психологической деятельности, совершенствова- ние нормативно-правовой основы организации этой деятельности.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена необходимость воспитательной работы в таможен- ных органах?

2. Каковы основные цели и задачи воспитательной работы?

3. Что вкладывается в понятие дисциплинированности? Какие виды дисциплин преобладают в таможенной системе?

4. Какие основные направления воспитательной работы применяются в таможенных коллективах?

5. На каких принципах организовано воспитательное воздействие в та- моженных органах?

6. Что понимается под методами воспитания и каково их содержание?

7. Какие формы воспитательной работы применяются в таможенных органах и каково их предназначение?

8. Какие факторы обусловливают необходимость проведения профи- лактических мероприятий в таможенных органах?

9. На каких нормативно-правовых актах основана предупредительно- профилактическая работа в таможенных органах?

10. Достижение каких целей предусматривает профилактически- предупредительная деятельность?

11. Каковы особенности общих и индивидуальных профилактических мероприятий?

12. Что представляет собой технология профилактического процесса?

13. Какие формы профилактической работы установились в таможен- ных органах?

14. Какие обязательные требования предъявляются к профилактиче- ским мероприятиям?

15. Что лежит в основе повышения эффективности воспитательно- профилактической деятельности?

16. Какие формы норм и правил заложены в принципах служебного по- ведения госслужащих?


РазДЕл 6.

Психологические аспекты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: