Управление персоналом как процесс воздействия на конкретного человека основывается в значительной степени на психологических методах, обращенных к внутреннему миру личности, его характеру, поведению, эмоционально-волевым проявлениям и направленных на эффективное использование внутреннего по- тенциала каждого члена коллектива для достижения целей организации (тамо- женного органа), то есть на формирование личной мотивации персонала, исходя из философии организации (см. п. 1.6.2 пособия).
6.1. Роль руководителя как организатора и воспитателя коллектива
Важная и главнейшая цель руководителя таможенного органа (под- разделения) — это организация коллектива, его сплочение и направление общих усилий на достижение положительных конечных результатов (пока- зателей эффективности деятельности).
Задачей же руководителя является формирование системы общих и частных принципов управления персоналом (см. п. 2.2) и ее своевремен- ная корректировка [21, с.56].
6.1.1. Функции руководителя
Функции |
Содержание |
|
110 Н.Н. Просянников. Управление персоналом в таможенных органах Раздел 6. Психологические аспекты управления 111
Функции |
Содержание |
Функции |
Содержание |
|
|
6.1.2.
|
Результативность труда руководителя определяется стилем его руко- водства. Под стилем руководства понимается устойчивая система форм, способов, приемов и методов воздействия конкретного руководителя, приме- няемая им в практической деятельности, в отношениях с подчиненными.
|
|
особенности |
— научный подход к обществен- ным процессам; — высокая требовательность; — нетерпимость к формализму, бюрократизму в управлении; — применение современных принципов управления и т.д. |
Общий стиль |
Индивидуальный стиль |
зависит от: — личных качеств; — характера; — знаний, опыта; — темперамента; — убеждений; — способностей; — социальной ориентации; — профессиональной подготовки и т.д. |
6.1.3.
|
|
Стиль руководства, как правило, определяется двумя способами:
1)
|
2) посредством теоретической разработки и проектирования комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию коллектива и его использование для достижения целей организации.
В науке управления до недавнего времени существовало три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
6.1.4.
Стиль |
Характерные черты |
— максимальная централизация власти; — единоличное решение всех вопросов без совета с по- мощниками и коллективом; — запрещение подчиненным принимать какие-либо решения без санкции начальника; — нетерпимость к возражениям и замечаниям в свой адрес; — психологическое давление на подчиненных; — неинформирование коллектива о состоянии дел; — требование беспрекословного выполнения приказов и распоряжений; — вознаграждение и наказание совершаются по соб- ственному усмотрению, игнорирование установленных критериев оценки |
Исходя из целей и задач, стоящих перед таможенными органами, перед руководителем встает необходимость уделять постоянное внимание трем направлениям своей управленческой деятельности:
1)
авторитарный (директивный) |
2) проявление внимания к непосредственным исполнителям произ- водственных задач (обучение их стилю поведения, соответствующему этим задачам, повышение их квалификации, развитие положительных ценност- ных ориентаций и мотивов профессиональной деятельности, формирование и сплочение коллектива, развитие у него корпоративного духа и т.п.);
3)
— координация управленческих задач, выработка кол- лективных решений; — направляющая и вдохновляющая роль в коллективе; — проявление интересов к неформальным человече- ским отношениям; — согласование цели организации и пожеланий членов коллектива; — использование объективных, известных всем крите- риев оценки работников; — оказание подчиненным необходимой помощи; — самокритичность, общительность, ровные отношения с подчиненными |
демократический (коллегиальный) |
—либо только производственным задачам;
—либо производственным задачам и их исполнителям;
— всем указанным направлениям и, наряду с ними, другим важным в конкретный момент показателям.
Во всех случаях руководителя характеризует развитие у него одномер- ного, двухмерного, трехмерного и многомерного мышления.
Тип мышления |
Проявления |
одномерное управленческое мышление |
соответствует авторитарному |
Руководитель ориентируется в своей деятельности, прежде всего, на возникающие задачи. Субъекты и условия деятельности остаются все поля пристального внимания начальника |
— стремление уклониться от принятия решений, пере- кладывание этой задачи на других; — безучастное отношение к делам коллектива; — предоставление полной свободы действий подчинен- ным; — приветливость, но пассивность и безынициативность; — информирование сотрудников лишь по их просьбе; — избегание как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. |
либеральный (разрешительный) |
Рассматриваемые стили представляют собой идеальные, крайние об- разцы поведения, которые редко встречаются на практике. Подавляющее большинство руководителей обычно сочетают различные элементы, прису- щие каждому из этих стилей. Поэтому совершенно неприемлем упрощенный подход к классификации всего многообразия поведенческих характеристик руководителей и деление их лишь на три типа.
соответствует демократическому стилю руководства
двухмерное управленческое мышление |
Внимание руководителя направлено как на произ- водственные задачи, так и на их исполнителей. Делегирование управленческих полномочий «сверху- вниз». |
Направление внимания не только на деятельность и человека, но и на объективные условия. Постановка на первое место тех или иных частных показателей (кроме перечисленных) исходя из кон- кретной ситуации |
трехмерное (многомерное) управленческое мышление |
6.2. Качества и требования, необходимые руководителю
Эффективность управленческой функции руководителя всецело зави- сит от его способностей, то есть таких свойств личности, совокупность кото- рых обусловливает успешность выполнения руководящей деятельности.
6.2.1. Профессиональные знания по управлению персоналом
Стратегия кадрового обеспечения таможенных органов Российской Фе- дерации важное значение отводит повышению качества профессиональной подготовки руководителей таможенных органов различных уровней, совер- шенствованию их знаний и навыков и практики управления [12]. В на- стоящее время особое внимание уделяется обучению руководителей тамо- женных подразделений по управлению персоналом. Поэтому руководитель таможенного органа должен овладевать теоретическими знаниями и прак- тическими умениями по таким направлениям, как:
— взаимодействие наук о труде и персонале;
— потребности и потенциал человека;
— организация и нормирование функциональной деятельности подчи- ненных;
— мотивация и стимулирование персонала;
— оценка персонала и планирование его карьеры;
— психология и физиология труда, и т.п.
6.2.2. Способность к управленческой деятельности
Владение наукой и практикой управления персоналом в процессе их трудовой деятельности предполагает наличие у руководителя следующих умений:
1) решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие го- товых решений и связанные с конкретными, порой конфликтными ситуациями;
2) мыслить масштабно, что связано непосредственно с должностным рангом руководителя и определяется важностью решаемых проблем, какими категориями в соответствии с должностью мыслит;
3) обеспечить положительную самоорганизацию управленческой систе- мы, что подразумевает такой подбор специалистов, всех подчинен- ных, который обеспечил бы рациональное и эффективное достиже- ние поставленных целей;
4) улучшать функциональную расстановку кадров, делегирование пол- номочий подчиненным с использованием демократических методов руководства и ориентирование на их способности и умения;
5) разбираться в людях — одно из важных качеств руководителя. Он знакомится с работником (подчиненным), как правило, при собеседо- вании, более подробную информацию о человеке получает из личного дела в отделе кадров. Не все руководители обладают достаточными знаниями в области психодиагностики. Поэтому в штаты таможен- ных органов введены специалисты-психологи. Их функции — гра- мотное изучение деловых и личностных качеств сотрудников посред- ством различных методов:
— деловых игр;
— пробных перемещений;
— общественных поручений;
— решения конкретных управленческих задач;
— анализа конкретных ситуаций;
— опросов и анкетирования.
В процессе общения руководителя с подчиненным особое внимание важно уделять средствам так называемого невербального общения (мими- ка, жесты, проявление эмоций, «язык телодвижений» и т.п.), чему следует постоянно учиться, так как, по данным исследований, 80–90 % информации при собеседовании передаются невербально.
Немаловажными качествами, необходимыми для успешного руковод- ства, являются умение убеждать и развитые организаторские способности.
6.2.3. Качества личности
Качества, присущие руководителям с высокой способностью к управ- ленческой деятельности, характеризуется следующим:
— неконсерватизм, новаторство;
— склонность брать на себя ответственность за разрешение сложных ситуаций и конфликтов;
— естественность, благожелательность, прямолинейность;
— самоуверенность, реалистичность в суждениях;
— эмоциональная стабильность, терпимость, уживчивость;
— нетерпимость к лицемерию и подхалимству;
— высокий творческий потенциал.
6.2.4. авторитет руководителя
Под авторитетом руководителя понимается личное влияние руководи- теля на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональ- ными знаниями, организаторскими способностями, творческим подходом к делу, умением работать с людьми.
Авторитет руководителя в своей основе имеет два источника:
— личный, выражающий способности к лидерскому влиянию;
— общественный, характеризующий руководителя как обладателя властных полномочий и должностного престижа.
Авторитет, таким образом, предполагает добровольное, уважительное и сознательное выполнение подчиненными распоряжения руководителя.
В зависимости от стиля, применяемого руководителем в конкретной об- становке, и строятся отношения с подчиненными, которые определяют ав- торитет.
Руководство — это процесс правового воздействия, основанного на принципах властного отношения, распорядительства, социального контро- ля, применения дисциплинарной практики.
Лидерство — процесс психологического влияния одного на других, основанного на принципах свободного общения, взаимопонимания и добро- вольного подчинения.
6.2.5. Культура общения
Авторитет руководителя находится в прямой зависимости от высокой культуры общения, которая проявляется в нормах профессиональной эти- ки. К этим нормам следует отнести:
— демократизм общения с подчиненными и коллегами;
— доступность и внимательность;
— создание атмосферы доверия, вежливости и корректность в общении;
— точность и ответственное отношение к данному обещанию;
— подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения.
(По мнению исследователей, примерно три четверти рабочего времени руководителя занимает общение с подчиненными и вышестоящим руковод- ством).
Общительность характеризуется следующими чертами:
— легкостью вступления в контакт с другими людьми;
— отсутствие замкнутости, изолированности;
— эмоционально-положительным тоном общения.
6.2.6. Культура речи
Среди правил приличия, подчеркивающих общую культуру человека, особую роль играет культура речи, имеющая наибольшее значение в прак- тике руководства. Она предполагает наличие лингвистических умений и навыков:
— способность подбирать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова, умение строить из них удобнопроизносимые и лег- ковоспринимаемые правильные фразы;
— оптимальный темп речи;
— эмоциональная окраска слов, жестов, мимики;
— стилистическая и орфоэпическая грамотность, богатый лексический набор.
В общении руководителя, особенно с подчиненными, недопустимы двус- мысленность и, что еще более важно, сквернословие.
6.3. Обязанности руководителя таможенного органа как организатора и воспитателя коллектива
Современному руководителю таможенного органа предъявляются не только требования уметь определять основные направления функцио- нальной деятельности, формулировать цели и задачи, вырабатывать ме- тоды достижения целей, но и обязанности по совершенствованию работы с персоналом, выбора оптимальных решений в сфере управления человече- ским фактором по следующим направлениям:
— постоянное, грамотное и объективное использование интеллектуаль- ных, организаторских, психофизиологических и творческих возмож- ностей персонала;
— обеспечение научной организации труда; внедрение новых техноло- гий; совершенствование применения технических средств и техноло- гий управления;
— повышение требований к профессиональным качествам; забота о нормальных, достойных и привлекательных условиях труда и быта подчиненных;
— воспитание у подчиненных чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей;
— обеспечение объективности и гласности в оценке, уважение к чести и достоинству подчиненных;
— недопущение протекционизма, предъявления противоправных тре- бований к подчиненным, а равно преследование их по мотивам лич- ного характера или за критику недостатков в работе таможенного органа.
Координацию и организационное обеспечение воспитательной работы, профилактики правонарушений и коррупционных проявлений среди пер- сонала таможенных органов осуществляют заместители начальника тамо- женного органа, начальники подразделений по работе с личным составом совместно с инспекцией по личному составу и службой собственной безопас- ности.
6.4. Мотивация и стимулирование и их значение в руководстве персоналом
6.4.1. Мотивация персонала
Под мотивацией понимается внешнее или внутреннее побуждение че- ловека к деятельности для достижения каких-либо целей; наличие интере- са к такой деятельности и способы (средства) инициирования побуждения.
Кроме того, мотивация персонала — это система мер морального, мате- риального, идеологического и психологического воздействия на работников, наиболее адекватно отражающая их установки, ценности и поведение в тру- довом процессе и коллективе, направленная на достижение общих целей организации. [21, с. 232]
В соответствии с Концепцией развития таможенных органов Россий- ской Федерации деятельность таможен, каждого подразделения и, соот- ветственно, каждого таможенника оценивается по критериям показателей эффективности деятельности (КПЭД) [12]. Кроме того производятся допол- нительные выплаты конкретным служащим (сотрудникам, работникам) за сложность, напряженность, классный чин, специальное звание, выслугу лет и т.п., являющиеся важными средствами стимулирования персонала.
6.4.2.
Внешние средства воздействия на человека, те или иные блага, способные побудить его в процессе трудовой дея- тельности, удовлетворить его потребности при осущест- влении определенных действий (поведения) |
Применение мер материального и иных видов поощре- ния в качестве компенсации за повышенные умственные или физические усилия, качество работы, результатив- ность и т.п. |
Стимул |
Мотив |
Преимущественно осознанное внутреннее побуждение лич- ности к активной, плодотворной деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей |
Стимулирование |
побуждение человека к определенному поведению по- средством: разъяснения, внушения, убеждения, лич- ного примера, психологического «заражения», системы поощрительных мер |
использование властных полномочий руководителя, предупреждение об ухудшении удовлетворения тех или иных потребностей в случае невыполнения работником соответствующих требований (мер дисциплинарного воздействия) |
Содержание |
Форма |
нормативная |
принудительная |
применяется при возможности определения и разграниче- ния результатов деятельности одного или группы работни- ков, связывая вознаграждения с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы |
Мотивация по результатам |
основана на дифференцированной оценке деятельности персонала, учитывающей уровень его квалификации, качество труда, отношение к работе и другие показатели, определяемые конкретными условиями деятельности тамо- женников |
Мотивация по статусу |
Мотивация и стимулирование персонала являются важнейшими фак- торами развития таких качественных характеристик, как: дисциплиниро- ванность, старание, усердие, добросовестность, настойчивость и т.д.
Осознание смысла своей деятельности и стремление к достижению цели организации являются побудительными мотивами получения положитель- ных конечных результатов. Поэтому можно утверждать, что мотивация вы- ступает методом активизации трудовой деятельности и целеустремленно- сти, а стимулирование — средством достижения цели. Таким образом, мотив порождается определенной потребностью, выражает готовность к действию, побуждает к нему.
Однако в определенных ситуациях стимул может и не перерасти в мотив, если от работника требуют неприемлемых или невозможных действий.
Контрольные вопросы
1. Каковы функции руководителя как организатора и воспитателя коллектива?
2. Что такое стиль руководства?
3. Каковы особенности общего и индивидуального стилей?
4. Как соотносятся управленческое мышление и стиль руководства?
5. Какие качества необходимы современному руководителю?
6. Каков круг обязанностей руководителя таможенного органа по орга- низации и воспитанию коллектива?
7. Что такое мотивация и в чем ее проявление?
8. Стимулирование и мотивация. В чем их общее и особенное?