Цели, основы и задачи воспитательной работы

Объективность повседневной воспитательной работы в таможенных ор- ганах связана, прежде всего, с возрастанием роли и значения таможенника (сотрудника, государственного гражданского служащего, работника) в си- стеме государственной службы, а также необходимостью воспитания у него морально-эстетических качеств, умения их формировать и направлять в со- ответствии с задачами, стоящими перед таможенными органами.

Имеющиеся факты нарушений производственной и служебной дисци- плины, низкой культуры общения (и не только с коллегами по работе), гру- бости, произвола и бюрократизма по отношению к участникам внешнеторго- вой деятельности, другим гражданам, пересекающим таможенную границу, диктуют необходимость усиления роли воспитательной работы с персоналом таможенных органов.

Принятие поверхностных, необоснованных, субъективных (чаще про- текционистских) решений при осуществлении функциональных обязанно- стей рядом таможенников влекут за собой нарушения законодательства, факты коррупции, должностных преступлений и становятся поэтому абсо- лютно нетерпимыми.

5.1.1. Цели воспитательной работы

Воспитательная работа в таможенных органах — это целенаправлен- ная деятельность руководителей всех рангов, сотрудников кадровых и вос- питательных подразделений, общественных институтов по формирова- нию у личного состава высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации его на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисци- плины.

Воспитание у таможенников высоких профессиональных и нравствен- ных качеств, необходимых для эффективного исполнения функциональных обязанностей осуществляется в следующих целях:


Цели воспитательной работы   воздействие на сознание личного состава для фор- мирования необходимых духовных и физических качеств  
     
побуждение каждого работника к высокопрофес- сиональной деятельности  
   
поддержание чести и до- стоинства работников таможенной службы      
корректировка (в необходимых случаях) поведе- ния сотрудников  
   
   
           

5.1.2.

  Задачи воспитательной работы  
   
Формирование патриотизма; вер- ности конституционному долгу, присяге; понимания необходимости защиты экономических интересов государства     Развитие психологической готовности к выполнению профессионально-служебных задач в сложных ситуациях, творческого отношения к их решению
   
   
Воспитание дисциплинированно- сти, высоких нравственных качеств, деловой репутации       Совершенствование физического развития, здорового об-раза жизни
   
   
  Привитие правовой культуры     Адаптация к новым видам деятель- ности
   
   
Утверждение норм гуманистической морали, культуры общения как вну- три, так и вне коллектива     Формирование в коллективах здо- ровой морально-психологической обстановки
   
   
Приобщение сотрудников к куль- турным ценностям РФ, воспитание на героическом прошлом страны и традициях таможенной службы     Развитие у личного состава чувства собственного достоинства, объек- тивной самооценки, внутренней свободы, чести, совести и долга
   
   
  Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах  
           
Основы воспитательной работы

Организация повседневной воспитательной работы с личным составом таможенных органов осуществляется на постоянной основе. [10, с. 316]

  • Разработка и реализация ком- плекса правовых, организационных, воспитательно-профилактических и оперативных мер, направленных на обеспечение законности, дисци- плины и высокой ответственности кадров в деятельности таможенного органа  
     
   
  • Обеспечение единства и преем- ственности воспитательного про- цесса  
   
   
Основы воспита- тельной работы в таможенных органах     • Организация индивидуальной ра- боты с сотрудниками (служащими, работниками), укрепление атмосфе- ры доверия в сочетании с высокой требовательностью в отношениях между руководителями и подчинен- ными  
   
   
   
   
  • Внедрение в практику воспита- тельной работы методов общей и социальной психологии  
   
   
  • Повышение персональной от- ветственности руководителя за состояние воспитательной работы в коллективе, создание творческой обстановки, атмосферы непримири- мой борьбы с коррупцией, взяточни- чеством и другими должностными правонарушениями, осуществление дисциплинарной практики и кон- троля за соблюдением дисциплины  
   
5.2. Основные направления воспитательной работы


5.1.3. задачи воспитательной работы

Высокая эффективность воспитательной функции в деятельности тамо- женных органов может быть достигнута в результате решения взаимосвя- занных и целенаправленных задач:


Необходимость воспитательной работы в таможенных органах (как одной из сфер государственной службы) обусловлена реалиями современ- ного общества. Поступающий на службу в таможенную систему уже имеет за плечами определенный жизненный опыт, нравственно-этический багаж, личностные ценности, сформировавшиеся под влиянием бытующих в совре- менном обществе проявлений (нередко негативных).

Поэтому задачей подразделений таможенного органа, занимающихся личным составом, и, в целом, его коллектива является формирование у го- сударственного служащего (таможенника) определенного типа поведения, основанного на принципах, нормах и правилах, принятых в таможенной системе, оказание помощи в адаптации к новой среде.


5.2.1. Направления воспитательной работы 5.2.2. Воспитание дисциплинированности

Направление
Содержание
целенаправленный процесс формирования таких ка- честв сотрудника таможенных органов (отражающий специфический характер таможенной деятельности, ее предназначения и задачи), как: верность долгу, честь, дисциплинированность, стремление к со- вершенствованию функциональной деятельности; бдительность, стойкость, храбрость, способность прео- долевать физические и морально-психологические трудности
Одной из важнейших задач воспитательной работы, ее стержнем явля- ется воспитание дисциплинированности.

Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, соответ- ствующий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

служебно- профессиональное
формирование у сотрудников убеждения в необходи- мости соблюдения установленных в обществе право- вых норм, воспитание чувства гражданственности, непримиримости к антиобщественным проявлениям; пропаганда требований законов, указов, распоря- жений Президента и Правительства, правовых актов ФТС России и реализации их в повседневной деятельности
Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повинове- ние, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Мож- но сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании пра- вил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность каждого члена коллектива.

Показатели дисциплинированности
правовое
целенаправленное формирование нравственных убеждений, высоких моральных качеств и благород- ных чувств, положительных привычек; готовности и способности осознанно, без принуждения подчи- нить свои личные интересы общественным, достойно исполнить свой долг
формирование эстетической культуры сотрудников, основанной на природных возможностях, полном использовании всех объективных и субъективных факторов эстетического развития личности
Понятие «дисциплинированность» — это специфическое качество лич- ности, обеспечивающее устойчивое и неукоснительное выполнение требова- ний законов и иных нормативных актов. Ее характеризуют внешние и вну- тренние показатели.

нравственное
внешние    
    строгое соблюдение законности  
     
  точное и инициативное выполнение приказов, распоряжений начальника  
     
  бережное отношение к оружию, техни- ке, средствам связи и иному служебно- му имуществу  
     
образцовый внешний вид  
     
         

физическое
всестороннее развитие важнейших систем и функ- ций организма, формирование здорового образа жизни, расширение пределов творческого долголе- тия, подготовка к перенесению трудностей и опас- ностей, отражению возможного силового воздействия криминальных сил

эстетическое
внутренние  
   
  убежденность в необходимости и целе- сообразности служебной дисциплины
   
 
  знание законов и нормативных актов, регламен-тирующих служебную дея- тельность
   
 
  умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной дисциплины
   
 
  навыки и привычки дисциплинирован- ного поведения
   
 
  самодисциплина
   
       
Все направления воспитательного воздействия находятся в тесной и за- кономерной взаимосвязи и служат основной цели — формированию всесто- ронне развитой личности, нового типа российского таможенника.


В целом, состояние дисциплины в таможенном органе обеспечивается за счет:

— личной ответственности каждого члена коллектива за исполнение своих должностных обязанностей;

— строгого соблюдения личным составом правил внутреннего распо- рядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информа- цией, установленных правил ношения форменной одежды, коррект- ного поведения при исполнении своих должностных обязанностей;

— поддержки каждым таможенником уровня квалификации, необхо- димого для исполнения своих должностных обязанностей;

— постоянного контроля начальника таможенного органа за исполне- нием подчиненными своих должностных обязанностей, умелого соче- тания и справедливого применения соответствующих мер убеждения и принуждения.

Дисциплина
Определение
установленный государством порядок отношений, основанный на законности, точном, своевременном и сознательном выполнении всеми государствен- ными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами своих обязанностей
государственная
Различают следующие виды дисциплины: государственную, производ- ственно-исполнительскую, трудовую и служебную.


5.3. Принципы, методы и формы воспитательного воздействия

5.3.1. Принципы организации воспитательной работы

Организация воспитательной работы основывается на применении таких руководящих принципов, как:

— свобода выбора убеждений в сочетании с высокой ответственностью;

— объективность, конкретность и целеустремленность воспитания;

— комплексный, системный подход;

— преемственность, использование традиций таможенной службы;

— дифференцированный подход, учет особенностей различных катего- рий сотрудников;

— единство обучения и воспитания в процессе служебной деятельности;

— воспитание в коллективе и через коллектив;

— индивидуальный подход;

— сочетание требовательности с уважением личности и заботы о чело- веке;

— опора на положительное.

5.3.2. Методы воспитания

Содержание
порядок и правила поведения участников производ- ственной деятельности, основанные на принципах морали и регулируемые нормами права служебная
передача нравственных представлений от одного человека другому, от общества — отдельным его членам, осуществляемая, главным образом, путем разъяснения
убеждение
Методывоспитания— этоспособыиприемыпсихолого-педагогического воздействия на сознание, чувства, волю воспитуемых с целью формирова- ния у них необходимых качеств, привычек и навыков поведения.


точное выполнение каждым работником (коллек- тивом) постановлений, распоряжений, указаний, принятых на более высоком уровне управления трудовая
производственно- исполнительская


Метод
трудовая

соблюдение сотрудниками таможенных органов при исполнении возложенных на них обязанностей порядка и правил, установленных федеральными законами и иными правовыми актами РФ, присягой, контрактом о службе, должностным регламентом, приказами ФТС РФ, прямых и непосредственных начальников таможенного органа
служебная
обеспечение приобретения сотрудниками практического опыта коллективных отно- шений; многократное повторение, закре- пление, упрочнение и совершенствование способов и приемов действий как устойчи- вой основы общественного поведения
упражнение
Ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчинен- ных несет персонально начальник таможенного органа.


Метод
Содержание

пример

— изучение сотрудников в процессе служебной деятельности; — доверительная, заинтересованная в судьбе человека индивидуальная беседа; — корректировка сложившихся стереотипов мышления, поведения сотрудников; — индивидуальная помощь в решении служеб- ных и личных проблем; — товарищеская критика, опора на коллектив, общественность; — строго индивидуальный подход при примене- нии мер дисциплинарного воздействия; — наставничество
моральное воздействие, привлечение к дис- циплинарной ответственности или наложе- ние дисциплинарных взысканий
принуждение
воздействие на личность сотрудника, вы- ражающее осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения
— приобщение сотрудников к истинно духовным и культурным ценностям; — борьба с примитивизмом, интеллектуальным убожеством, духов-ной нищетой; — проведение вечеров отдыха, смотров художе- ственной самодеятельности; — организация деятельности клубов по инте- ресам; — посещение музеев, выставок, театров, кон- цертов
наказание
    культурно-досуговая
Кроме того, в таможенных органах находят широкое применение такие методы, как соревнование, критика и самокритика.

    спортивно- оздоровительная
— организация совместной работы с секциями добровольного спортивного общества Динамо; — проведение соревнований, спартакиад; — организация турпоходов, семейных «дней от- дыха» на природе
Поощрение сотрудников и гражданских государственных служащих, а также работников бюджетной сферы и применение мер дисциплинарного воздействия к ним служат важным средством воспитания и укрепления слу- жебной, государственной и трудовой дисциплины в таможенных органах.

В целом, в основе воспитательного процесса лежат не отдельные мето- ды, а их система.


5.3.3.

Формы воспитательной работы
Содержание и назначение
проявление личного примера руководителя, его дисциплинированности, высоких мо- ральных качеств, авторитета и служебного мастерства
— лекции, беседы, доклады, устные журналы, вечера вопросов и ответов; — встречи с ветеранами и проводы на пенсию; — тематические мероприятия; — работа с материалами средств массовой ин- формации.
агитационно-массовая (общественно- государственное ориентирование)
  способ выражения общественной положи- тельной оценки поведения и деятельности сотрудников или коллектива; стимулирую- щая роль общественного признания того образа действий, который избран и прово- дится сотрудником (коллективом) в жизнь
поощрение
  индивидуально- воспитательная, наставничество
Формы воспитательной работы

Воспитательная работа в таможенных органах основывается на идео- логических методах управления и осуществляется комплексно, системати- чески, в сочетании индивидуальных и массовых, коллективных форм. Хотя каждая из форм имеет свои цели и задачи, но обеспечение их взаимосвязи приносит более весомые конечные результаты.


ФТС России совместно с Всероссийским союзом ветеранов таможенной службы (СВТС) проводится комплекс организационно-воспитательных, культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий, направленных на формирование у таможенников духовно-нравственных качеств, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанно- стей по защите экономических интересов России.


Особое место в деле формирования патриотизма, основанного на прин- ципах преемственности поколений, занимает совместная деятельность та- моженных органов с Всероссийским СВТС, в рядах которого состоит около 10 тыс. человек, в том числе таможенники ветераны — участники Великой Отечественной войны. [10, с. 317]

Ветеранские организации таможенных органов (например, Влади- востокское отделение Всероссийского союза ветеранов таможенной служ- бы совместно с коллективом Владиостокского филиала РТА) участвовали в проведении мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1914–1945 годов и других важней- ших государственных мероприятиях.

Одним из направлений патриотического воспитания впервые принятых на службу в таможенные органы является торжественное принятие присяги в музеях, залах традиций, истории возникновения и становления таможен- ной службы, комнатах истории таможенных органов.

В соответствии с планом реализации Государственной программы «Па- триотическое воспитание граждан Российской Федерации» таможенными органами проводятся смотры-конкурсы самодеятельного художественного творчества, спартакиады таможенных органов, а также спортивно-массовые мероприятия ведомственного, всероссийского и международного уровней.

Эти мероприятия способствуют созданию в таможенных коллективах здорового морально-психологического климата, укреплению и приумноже- нию таможенных традиций, популяризации престижа профессии таможен- ника, гордость за принадлежность к таможенной системе.

5.4. Предупредительная и воспитательно- профилактическая работа

Государственная кадровая политика строится на определенных прин- ципах, т.е. основных теоретических идеях, которые отражают закономерно- сти развития общества и государства и определяют избранное направление деятельности субъектов государственного управления (в том числе Феде- ральной таможенной службы).

Одной из задач кадровой политики ФТС России является реализация программ по борьбе с проявлениями коррупции и должностными преступле- ниями в таможенных органах, формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимального сбалансированного кадрового корпуса таможен- ных органов, наиболее полно соответствующего современным и прогнози- руемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и дру- гим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные перед таможенным органом, обществом и государством.


Актуальность и значимость предупредительной и воспитательно-про- филактической деятельности, необходимость ее улучшения в настоящее время вызывается следующими факторами:

— снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, проявляющимся в значительном количестве нарушений дисциплины и законности;

— утратой профессионализма и снижением уровня общей культуры гос- служащих и сотрудников таможенных органов, характеризующихся не уменьшающимся количеством жалоб и заявлений на их грубость, хамство, невнимательное отношение к гражданам и элементы бюро- кратизма;

— снижением эффективности информационного и психолого-педагоги- ческого обеспечения оперативно-служебной деятельности;

— ослаблением организационно-методического руководства служб и подразделений в вопросах воспитания, социально-правовой защи- ты и морально-психологической подготовки личного состава;

— уровень профессионализма значительной части руководящего соста- ва из числа вновь назначенных в сфере работы с личным составом не в полной мере соответствует требованиям ФТС России.

5.4.1. Цели профилактических мероприятий

Цель профилактики

— предупреждение и предохранение работников таможенных органов от действий, связанных с нарушениями таможенного законодательства и правил, приводящих к негативным последствиям, предотвращение их
— укрепление таможенных коллективов, формирование в них нормального морально-психологического климата
— поддержание чистоты своих рядов, повышение ответственности за поручен- ное дело, добросовестности, честности
— ограждение от попыток криминальных элементов использовать их для неза- конных операций, поступков

С целью повышения эффективности предупредительной и профилак- тической деятельности особое внимание уделяется дальнейшему развитию психологической службы в таможенных органах, которые используют ме- тодические рекомендации ФТС России по определению факторов «группы риска» при проведении профессионально-психологического отбора поступа- ющих на службу в таможенные органы. Психологами таможен проводятся проверки кандидатов, в том числе с использованием специальных психико- физиологических исследований с применением полиграфа.


Профилактические мероприятия
общие
индивидуальные
б) 5.4.3. Формы профилактики и требования к профилактическим


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: