Объективность повседневной воспитательной работы в таможенных ор- ганах связана, прежде всего, с возрастанием роли и значения таможенника (сотрудника, государственного гражданского служащего, работника) в си- стеме государственной службы, а также необходимостью воспитания у него морально-эстетических качеств, умения их формировать и направлять в со- ответствии с задачами, стоящими перед таможенными органами.
Имеющиеся факты нарушений производственной и служебной дисци- плины, низкой культуры общения (и не только с коллегами по работе), гру- бости, произвола и бюрократизма по отношению к участникам внешнеторго- вой деятельности, другим гражданам, пересекающим таможенную границу, диктуют необходимость усиления роли воспитательной работы с персоналом таможенных органов.
Принятие поверхностных, необоснованных, субъективных (чаще про- текционистских) решений при осуществлении функциональных обязанно- стей рядом таможенников влекут за собой нарушения законодательства, факты коррупции, должностных преступлений и становятся поэтому абсо- лютно нетерпимыми.
5.1.1. Цели воспитательной работы
Воспитательная работа в таможенных органах — это целенаправлен- ная деятельность руководителей всех рангов, сотрудников кадровых и вос- питательных подразделений, общественных институтов по формирова- нию у личного состава высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации его на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисци- плины.
Воспитание у таможенников высоких профессиональных и нравствен- ных качеств, необходимых для эффективного исполнения функциональных обязанностей осуществляется в следующих целях:
| Цели воспитательной работы | | воздействие на сознание личного состава для фор- мирования необходимых духовных и физических качеств | |
| | | |
| побуждение каждого работника к высокопрофес- сиональной деятельности | |
| | |
| поддержание чести и до- стоинства работников таможенной службы | | | |
| корректировка (в необходимых случаях) поведе- ния сотрудников | |
| | |
| | |
| | | | | | |
5.1.2.
| | Задачи воспитательной работы | | | | | | Формирование патриотизма; вер- ности конституционному долгу, присяге; понимания необходимости защиты экономических интересов государства | | | Развитие психологической готовности к выполнению профессионально-служебных задач в сложных ситуациях, творческого отношения к их решению | | | | | | | | Воспитание дисциплинированно- сти, высоких нравственных качеств, деловой репутации | | | Совершенствование физического развития, здорового об-раза жизни | | | | | | | | Привитие правовой культуры | | | Адаптация к новым видам деятель- ности | | | | | | | | Утверждение норм гуманистической морали, культуры общения как вну- три, так и вне коллектива | | | Формирование в коллективах здо- ровой морально-психологической обстановки | | | | | | | | Приобщение сотрудников к куль- турным ценностям РФ, воспитание на героическом прошлом страны и традициях таможенной службы | | | Развитие у личного состава чувства собственного достоинства, объек- тивной самооценки, внутренней свободы, чести, совести и долга | | | | | | | | | Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах | | | | | | | | | |
Основы воспитательной работы
Организация повседневной воспитательной работы с личным составом таможенных органов осуществляется на постоянной основе. [10, с. 316]
| | • Разработка и реализация ком- плекса правовых, организационных, воспитательно-профилактических и оперативных мер, направленных на обеспечение законности, дисци- плины и высокой ответственности кадров в деятельности таможенного органа | | | | | | | | | | | • Обеспечение единства и преем- ственности воспитательного про- цесса | | | | | | | | | Основы воспита- тельной работы в таможенных органах | | | • Организация индивидуальной ра- боты с сотрудниками (служащими, работниками), укрепление атмосфе- ры доверия в сочетании с высокой требовательностью в отношениях между руководителями и подчинен- ными | | | | | | | | | | | | | | | | • Внедрение в практику воспита- тельной работы методов общей и социальной психологии | | | | | | | | | | • Повышение персональной от- ветственности руководителя за состояние воспитательной работы в коллективе, создание творческой обстановки, атмосферы непримири- мой борьбы с коррупцией, взяточни- чеством и другими должностными правонарушениями, осуществление дисциплинарной практики и кон- троля за соблюдением дисциплины | | | | | |
5.2.
Основные направления воспитательной работы
5.1.3. задачи воспитательной работы
Высокая эффективность воспитательной функции в деятельности тамо- женных органов может быть достигнута в результате решения взаимосвя- занных и целенаправленных задач:
Необходимость воспитательной работы в таможенных органах (как одной из сфер государственной службы) обусловлена реалиями современ- ного общества. Поступающий на службу в таможенную систему уже имеет за плечами определенный жизненный опыт, нравственно-этический багаж, личностные ценности, сформировавшиеся под влиянием бытующих в совре- менном обществе проявлений (нередко негативных).
Поэтому задачей подразделений таможенного органа, занимающихся личным составом, и, в целом, его коллектива является формирование у го- сударственного служащего (таможенника) определенного типа поведения, основанного на принципах, нормах и правилах, принятых в таможенной системе, оказание помощи в адаптации к новой среде.
5.2.1. Направления воспитательной работы 5.2.2. Воспитание дисциплинированности
| целенаправленный процесс формирования таких ка- честв сотрудника таможенных органов (отражающий специфический характер таможенной деятельности, ее предназначения и задачи), как: верность долгу, честь, дисциплинированность, стремление к со- вершенствованию функциональной деятельности; бдительность, стойкость, храбрость, способность прео- долевать физические и морально-психологические трудности |
Одной из важнейших задач воспитательной работы, ее стержнем явля- ется воспитание дисциплинированности.
Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, соответ- ствующий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
| служебно- профессиональное |
| формирование у сотрудников убеждения в необходи- мости соблюдения установленных в обществе право- вых норм, воспитание чувства гражданственности, непримиримости к антиобщественным проявлениям; пропаганда требований законов, указов, распоря- жений Президента и Правительства, правовых актов ФТС России и реализации их в повседневной деятельности |
Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повинове- ние, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Мож- но сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании пра- вил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная
дисциплинированность каждого члена коллектива.
| Показатели дисциплинированности |
| целенаправленное формирование нравственных убеждений, высоких моральных качеств и благород- ных чувств, положительных привычек; готовности и способности осознанно, без принуждения подчи- нить свои личные интересы общественным, достойно исполнить свой долг |
| формирование эстетической культуры сотрудников, основанной на природных возможностях, полном использовании всех объективных и субъективных факторов эстетического развития личности |
Понятие «
дисциплинированность» — это специфическое качество лич- ности, обеспечивающее устойчивое и неукоснительное выполнение требова- ний законов и иных нормативных актов. Ее характеризуют внешние и вну- тренние показатели.
| внешние | | | | | | строгое соблюдение законности | | | | | | | | точное и инициативное выполнение приказов, распоряжений начальника | | | | | | | | бережное отношение к оружию, техни- ке, средствам связи и иному служебно- му имуществу | | | | | | | образцовый внешний вид | | | | | | | | | | | | |
| всестороннее развитие важнейших систем и функ- ций организма, формирование здорового образа жизни, расширение пределов творческого долголе- тия, подготовка к перенесению трудностей и опас- ностей, отражению возможного силового воздействия криминальных сил |
| внутренние | | | | | | | убежденность в необходимости и целе- сообразности служебной дисциплины | | | | | | | | знание законов и нормативных актов, регламен-тирующих служебную дея- тельность | | | | | | | | умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной дисциплины | | | | | | | | навыки и привычки дисциплинирован- ного поведения | | | | | | | | самодисциплина | | | | | | | | | |
Все направления воспитательного воздействия находятся в тесной и за- кономерной взаимосвязи и служат основной цели — формированию всесто- ронне развитой личности, нового типа российского таможенника.
В целом, состояние дисциплины в таможенном органе обеспечивается за счет:
— личной ответственности каждого члена коллектива за исполнение своих должностных обязанностей;
— строгого соблюдения личным составом правил внутреннего распо- рядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информа- цией, установленных правил ношения форменной одежды, коррект- ного поведения при исполнении своих должностных обязанностей;
— поддержки каждым таможенником уровня квалификации, необхо- димого для исполнения своих должностных обязанностей;
— постоянного контроля начальника таможенного органа за исполне- нием подчиненными своих должностных обязанностей, умелого соче- тания и справедливого применения соответствующих мер убеждения и принуждения.
| установленный государством порядок отношений, основанный на законности, точном, своевременном и сознательном выполнении всеми государствен- ными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами своих обязанностей |
Различают следующие виды дисциплины: государственную, производ- ственно-исполнительскую, трудовую и служебную.
5.3. Принципы, методы и формы воспитательного воздействия
5.3.1. Принципы организации воспитательной работы
Организация воспитательной работы основывается на применении таких руководящих принципов, как:
— свобода выбора убеждений в сочетании с высокой ответственностью;
— объективность, конкретность и целеустремленность воспитания;
— комплексный, системный подход;
— преемственность, использование традиций таможенной службы;
— дифференцированный подход, учет особенностей различных катего- рий сотрудников;
— единство обучения и воспитания в процессе служебной деятельности;
— воспитание в коллективе и через коллектив;
— индивидуальный подход;
— сочетание требовательности с уважением личности и заботы о чело- веке;
— опора на положительное.
5.3.2. Методы воспитания
| порядок и правила поведения участников производ- ственной деятельности, основанные на принципах морали и регулируемые нормами права служебная |
| передача нравственных представлений от одного человека другому, от общества — отдельным его членам, осуществляемая, главным образом, путем разъяснения |
Методывоспитания— этоспособыиприемыпсихолого-педагогического воздействия на сознание, чувства, волю воспитуемых с целью формирова- ния у них необходимых качеств, привычек и навыков поведения. | точное выполнение каждым работником (коллек- тивом) постановлений, распоряжений, указаний, принятых на более высоком уровне управления трудовая |
| производственно- исполнительская |
| соблюдение сотрудниками таможенных органов при исполнении возложенных на них обязанностей порядка и правил, установленных федеральными законами и иными правовыми актами РФ, присягой, контрактом о службе, должностным регламентом, приказами ФТС РФ, прямых и непосредственных начальников таможенного органа |
| обеспечение приобретения сотрудниками практического опыта коллективных отно- шений; многократное повторение, закре- пление, упрочнение и совершенствование способов и приемов действий как устойчи- вой основы общественного поведения |
Ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчинен- ных несет персонально начальник таможенного органа.
| — изучение сотрудников в процессе служебной деятельности; — доверительная, заинтересованная в судьбе человека индивидуальная беседа; — корректировка сложившихся стереотипов мышления, поведения сотрудников; — индивидуальная помощь в решении служеб- ных и личных проблем; — товарищеская критика, опора на коллектив, общественность; — строго индивидуальный подход при примене- нии мер дисциплинарного воздействия; — наставничество |
| моральное воздействие, привлечение к дис- циплинарной ответственности или наложе- ние дисциплинарных взысканий |
| воздействие на личность сотрудника, вы- ражающее осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения |
| — приобщение сотрудников к истинно духовным и культурным ценностям; — борьба с примитивизмом, интеллектуальным убожеством, духов-ной нищетой; — проведение вечеров отдыха, смотров художе- ственной самодеятельности; — организация деятельности клубов по инте- ресам; — посещение музеев, выставок, театров, кон- цертов |
Кроме того, в таможенных органах находят широкое применение такие методы, как соревнование, критика и самокритика.
| спортивно- оздоровительная |
| — организация совместной работы с секциями добровольного спортивного общества Динамо; — проведение соревнований, спартакиад; — организация турпоходов, семейных «дней от- дыха» на природе |
Поощрение сотрудников и гражданских государственных служащих, а также работников бюджетной сферы и применение мер дисциплинарного воздействия к ним служат важным средством воспитания и укрепления слу- жебной, государственной и трудовой дисциплины в таможенных органах.
В целом, в основе воспитательного процесса лежат не отдельные мето- ды, а их система.
5.3.3.
| проявление личного примера руководителя, его дисциплинированности, высоких мо- ральных качеств, авторитета и служебного мастерства |
| — лекции, беседы, доклады, устные журналы, вечера вопросов и ответов; — встречи с ветеранами и проводы на пенсию; — тематические мероприятия; — работа с материалами средств массовой ин- формации. |
| агитационно-массовая (общественно- государственное ориентирование) |
| способ выражения общественной положи- тельной оценки поведения и деятельности сотрудников или коллектива; стимулирую- щая роль общественного признания того образа действий, который избран и прово- дится сотрудником (коллективом) в жизнь |
| индивидуально- воспитательная, наставничество |
Формы воспитательной работы Воспитательная работа в таможенных органах основывается на идео- логических методах управления и осуществляется комплексно, системати- чески, в сочетании индивидуальных и массовых, коллективных форм. Хотя каждая из форм имеет свои цели и задачи, но обеспечение их взаимосвязи приносит более весомые конечные результаты.
ФТС России совместно с Всероссийским союзом ветеранов таможенной службы (СВТС) проводится комплекс организационно-воспитательных, культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий, направленных на формирование у таможенников духовно-нравственных качеств, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанно- стей по защите экономических интересов России.
Особое место в деле формирования патриотизма, основанного на прин- ципах преемственности поколений, занимает совместная деятельность та- моженных органов с Всероссийским СВТС, в рядах которого состоит около 10 тыс. человек, в том числе таможенники ветераны — участники Великой Отечественной войны. [10, с. 317]
Ветеранские организации таможенных органов (например, Влади- востокское отделение Всероссийского союза ветеранов таможенной служ- бы совместно с коллективом Владиостокского филиала РТА) участвовали в проведении мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1914–1945 годов и других важней- ших государственных мероприятиях.
Одним из направлений патриотического воспитания впервые принятых на службу в таможенные органы является торжественное принятие присяги в музеях, залах традиций, истории возникновения и становления таможен- ной службы, комнатах истории таможенных органов.
В соответствии с планом реализации Государственной программы «Па- триотическое воспитание граждан Российской Федерации» таможенными органами проводятся смотры-конкурсы самодеятельного художественного творчества, спартакиады таможенных органов, а также спортивно-массовые мероприятия ведомственного, всероссийского и международного уровней.
Эти мероприятия способствуют созданию в таможенных коллективах здорового морально-психологического климата, укреплению и приумноже- нию таможенных традиций, популяризации престижа профессии таможен- ника, гордость за принадлежность к таможенной системе.
5.4. Предупредительная и воспитательно- профилактическая работа
Государственная кадровая политика строится на определенных прин- ципах, т.е. основных теоретических идеях, которые отражают закономерно- сти развития общества и государства и определяют избранное направление деятельности субъектов государственного управления (в том числе Феде- ральной таможенной службы).
Одной из задач кадровой политики ФТС России является реализация программ по борьбе с проявлениями коррупции и должностными преступле- ниями в таможенных органах, формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимального сбалансированного кадрового корпуса таможен- ных органов, наиболее полно соответствующего современным и прогнози- руемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и дру- гим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные перед таможенным органом, обществом и государством.
Актуальность и значимость предупредительной и воспитательно-про- филактической деятельности, необходимость ее улучшения в настоящее время вызывается следующими факторами:
— снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, проявляющимся в значительном количестве нарушений дисциплины и законности;
— утратой профессионализма и снижением уровня общей культуры гос- служащих и сотрудников таможенных органов, характеризующихся не уменьшающимся количеством жалоб и заявлений на их грубость, хамство, невнимательное отношение к гражданам и элементы бюро- кратизма;
— снижением эффективности информационного и психолого-педагоги- ческого обеспечения оперативно-служебной деятельности;
— ослаблением организационно-методического руководства служб и подразделений в вопросах воспитания, социально-правовой защи- ты и морально-психологической подготовки личного состава;
— уровень профессионализма значительной части руководящего соста- ва из числа вновь назначенных в сфере работы с личным составом не в полной мере соответствует требованиям ФТС России.
5.4.1. Цели профилактических мероприятий
| — предупреждение и предохранение работников таможенных органов от действий, связанных с нарушениями таможенного законодательства и правил, приводящих к негативным последствиям, предотвращение их |
| — укрепление таможенных коллективов, формирование в них нормального морально-психологического климата |
| — поддержание чистоты своих рядов, повышение ответственности за поручен- ное дело, добросовестности, честности |
| — ограждение от попыток криминальных элементов использовать их для неза- конных операций, поступков |
С целью повышения эффективности предупредительной и профилак- тической деятельности особое внимание уделяется дальнейшему развитию психологической службы в таможенных органах, которые используют ме- тодические рекомендации ФТС России по определению факторов «группы риска» при проведении профессионально-психологического отбора поступа- ющих на службу в таможенные органы. Психологами таможен проводятся проверки кандидатов, в том числе с использованием специальных психико- физиологических исследований с применением полиграфа.
б) 5.4.3. Формы профилактики и требования к профилактическим