Содержание должностного регламента

В должностном регламенте указывают наименование таможенного ор- гана, наименование конкретной должности гражданской службы, реквизи- ты согласования и утверждения.

Должностной регламент состоит из разделов:

I. Общие положения.

II. Квалификационные требования.

III. Должностные обязанности, права и ответственность.

IV. Перечень вопросов, по которым предоставлено право или обязан- ность самостоятельно принимать управленческие и иные решения.

V. Перечень вопросов, по которым предоставлено право или обязанность участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленче- ских и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

VII. Порядок служебного взаимодействия в связи с исполнением долж- ностных обязанностей с гражданскими служащими таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими граж- данами, а также с организациями.

VIII. Показатели эффективности и результативности профессиональ- ной служебной деятельности [18].

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навы- кам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавли- ваются нормативным актом ФТС России, с учетом задач и функций ФТС России, соответствующих таможенных органов, в штатные расписания кото- рых включены соответствующие должности гражданской службы.

В соответствии с требованиями правовых актов ФТС России и Методи- ческих рекомендаций устанавливается типовой порядок разработки, согла- сования и утверждения должностного регламента.


Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения на- чальником таможенного органа или другим должностным лицом, уполно- моченным на это, и действует до его замены новым должностным регла- ментом, разработанным и утвержденным в соответствии с Методическими рекомендациями.

Требования должностного регламента являются обязательными для гражданского служащего, проходящего службу в данной должности граж- данской службы, с момента его ознакомления с должностным регламентом под подпись и до перемещения на другую должность или увольнения из таможенных органов, о чем делается запись в соответствующей графе листа ознакомления.

Значение должностного регламента обусловливается следую- щими факторами:

— его необходимость установлена в законодательном порядке и являет- ся неотъемлемой частью трудового контракта;

— им устанавливаются права и обязанности госслужащего в соответ- ствии с занимаемой должностью, а также сфера их применения, пол- ное и однозначное их понимание;

— он юридически закрепляет ответственность государственного граж- данского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполне- ние обязанностей, за что к нему могут применяться взыскания раз- личного характера.

4.5.2. аттестация персонала в таможенных органах

Аттестации в таможенных органах подлежат как сотрудники, так и го- сударственные гражданские служащие, а также работники бюджетной сфе- ры (Российская таможенная академия и её филиалы).

Аттестация сотрудников таможенных органов

Порядок проведения аттестации сотрудников таможенных органов Рос- сийской Федерации определён в соответствии со ст. 47 Федерального закона

Цели аттестации сотрудников
  дальнейшее со- вершенствование работы по подбору и расстановке тамо- женных кадров
комплектование таможенных органов Российской Федерации высокопрофессиональ- ным кадровым составом
обеспечение объективной оценки служебной деятельности сотрудников таможенных органов
а)
№ 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и По- ложением о порядке проведении аттестации сотрудников таможенных ор- ганов, утвержденным приказом ФТС России № 1658 от 24.12.2008 г., и осу- ществляется в следующих целях:


организованность в работе, умение определить главное в реше- нии поставленных задач, способность качественно выполнять долж. обязанности, проявлять инициативу, оперативно ориенти- роваться и умело действовать в сложной обстановке достигнутые результаты служебной деятельности, личный вклад сотрудника в выполнение поставленных задач умение руководить подчиненными оценка состояния структурного подразделения таможенного органа, которым руководит сотрудник способность критически оценивать свою деятельность и деятель- ность подчиненных; имеющиеся недостатки и упущения в служебной деятельности, в руководстве подразделением, тамо- женным органом и рекомендации по их устранению
выполнение требований присяги сотрудника, обязанностей, изложенных в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарном уставе тамо- женной службы РФ
  Аттестационные комиссии таможенных органов  
   
Высшая аттестационная комиссия ФТС России     Аттестационные комиссии регио- нальных таможенных управлений
   
   
Аттестационная комиссия ФТС по аттестации сотрудников правоо- хранительных подразделений     Аттестационные комиссии РТУ по аттестации сотрудников правоо- хранительных подразделений
   
   
Аттестационная комиссия цен- трального аппарата ФТС России     Аттестационные комиссии таможен
   
   
  Аттестационная комиссия Российской таможенной академии  
           
б)


в) Деятельность аттестационных комиссий осуществляется на плановой основе.

При формировании графика аттестации учитывается дата назначения на должность сотрудника, дата проведения последней аттестации. Графики аттестации на первое и второе полугодия утверждаются не позднее 25 дека- бря и 25 июня соответственно.

Результаты аттестации фиксируются в протоколе заседания аттестаци- онной комиссии и аттестационном листе сотрудника. Протокол подписы- вается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Результаты аттестации сообщаются аттестованному сотруднику непосредственно после подведения итогов голосования.

Аттестационный лист сотрудника с результатами аттестации, подпи- санный председателем и секретарем аттестационной комиссии, представ- ляется начальнику соответствующего таможенного органа не позднее семи рабочих дней после ее проведения.

Начальник таможенного органа обязан принять решение об утверж- дении (неутверждении) результатов аттестации не позднее десяти рабочих дней с момента представления аттестационного листа на утверждение.

Вопросы, подлежащие отражению в характеристике аттестуемого сотрудника
г)


Таким образом, служебная деятельность сотрудника оценивается на основе определения соответствия требованиям должностной инструкции, участия в решении поставленных задач, эффективности и результативно- сти выполняемой работы, наличия поощрений и неснятых дисциплинар- ных взысканий.

Полугодовые планы работы аттестационной комиссии таможенного ор- гана, полугодовые графики аттестации и списки сотрудников, подлежащих аттестации, составляются кадровым подразделением и утверждаются на- чальником соответствующего таможенного органа.

В графике аттестации указываются: наименование таможенного орга- на, инициалы, фамилия, специальное звание сотрудника, наименование структурного подразделения, занимаемая должность, дата проведения ат- тестации, дата представления в аттестационную комиссию необходимых до- кументов с указанием ответственных руководителей соответствующих под- разделений таможенного органа.

Решение аттестационной комиссии
o соответствии сотрудника зани- маемой должности
o представлении сотрудника к государственной награде РФ
соответствует занимаемой должности
представляется к государ- ственной награде РФ
не соответствует занимаемой должности
не представляется к государ- ственной награде РФ
д)


соответствие сотрудника требованиям по занимаемой должности

уровень профессиональной подготовки, знание Конституции РФ, требований законодательных и других нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, знание должностной инструкции и её выполнение в процессе службы
см. с. 79


Аттестация сотрудников
е) Аттестация государственных гражданских служащих таможен-

досрочная
очередная
   
не чаще 1 раза в 2 года, но не реже 1 раза в 4 года
ного органов

на основании приказа таможен- ного органа по согласованию с вышестоящим начальником
По существующему законодательству государственные гражданские служащие таможенных органов подлежат обязательной аттестации, то есть периодической проверке и оценке их профессиональных, деловых и лич- ностных качеств, соответствия требованиям, предъявляемым к должностям государственной службы.

Аттестации не подлежат сотрудники:
занимающие должности менее года
находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3-х лет и беременные женщины
находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением орг. штатных мероприятий
прикомандированные к органам гос. власти РФ и организациям
ж)
Цели и задачи аттестации госслужащих
а)

формирование
кадрового состава таможенных органов государ- ственными гражданскими служащими

определение
соответствия государственных гражданских служа- щих таможенных органов занимаемым ими долж- ностям

профессиональной служебной деятельности гос- служащих, их личного участия в решении задач, стоящих перед таможенным органом, сложности вы- полняемой работы и её результативности
оценка
и) Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе вносить на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные реко- мендации.

Рекомендации аттестационной комиссии
o понижении сотрудника в должности
o применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии
об увольнении сотрудника со службы
o включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность
o повышении сотрудника в должности
учет
профессиональных знаний, навыков, опыта работы, личностных качеств и организаторских способностей аттестуемого


повышение
профессионального уровня гражданских служащих таможенных органов
к) Возможные решения начальника таможенного органа в соответствии с принципом единоначалия:

— об оставлении сотрудника в занимаемой должности;

— о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность;

— о переводе сотрудника на другую вакантную должность;

— об увольнении сотрудника со службы в таможенных органах.

Эти решения начальник таможенного органа принимает не позднее двух месяцев со дня проведения аттестации.

Принятие же решения «О наложении на сотрудника дисципли- нарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии» по результатам аттестации и издание приказа начальника таможенного органа осуществляет не позднее месяца со дня принятия решения аттестационной комиссии.


• с определением преимущественного права на замещение должности (при сокращении или организационно-штатных мероприятиях)
• с изменениями условий оплаты труда госслужа- щих
решение вопросов, связанных:
б) Не подлежат аттестации гражданские служащие:

— проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее года;

— достигшие возраста 60 лет;

— беременные женщины;

— находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребен- ком до достижения им возраста трех лет;

— замещающие должности гражданской службы категорий «руково- дители» и «помощники» (советники), с которыми заключен срочный служебный контракт;

— в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.


в) Аттестация проводится 1 раз в 3 года. Однако до истечения трёх лет может проводиться внеочередная аттестация, необходимость который воз- никает при следующих обстоятельствах:

• по согласованию сторон служебного контракта (с учётом итогов годо- вого отсчета о профессиональной служебной деятельности госслужа- щего;

• по приказу руководителя таможенного органа:

— после принятия решения о сокращении должностей гражданской службы в таможенном органе, либо

— об изменении условий оплаты труда государственных служащих.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения:

— его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;

— его участия в решении поставленных задач перед соответствующим подразделения;

— сложности выполняемой им работы, её эффективности и результа- тивности.

Решение аттестационной комиссии
соответствует замещаемой должности гражданской службы
соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессио- нальной переподготовки или повышения квалификации
не соответствует замещае- мой должности гражданской службы
соответствует замещаемой должности и реко- мендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в по- рядке должностного роста
г)
По результатам аттестации гражданского служащего комиссией прини- мается одно из нижеследующих решений:


При отказе гражданского служащего от профессиональной переподго- товки, повышения квалификации или перевода на другую должность граж- данской службы начальник таможенного органа вправе освободить граж- данского служащего от занимаемой должности и уволить его в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной граждан- ской службе.

В свою очередь гражданский служащий имеет право обжаловать ре- зультаты аттестации в порядке, определяемом законодательством РФ.

4.6. Управленческое решение и контроль за его исполнением

Процесс управления персоналом в таможенной системе состоит из мно- жества согласованных постоянно принимаемых и реализуемых решений, направленных в конечном счете на достижение главной цели функциони- рования таможенной службы. [20, с. 162]

4.6.1. Управленческое решение

а) Процесс принятия и реализации решений, необходимых для выполнения любой управленческой функции, представляет собой опреде- ленную совокупность последовательных действий (операций), состоящих из подготовительной работы и реализации принятого решения:


Принятие решения
анализ информации
организация исполнения
оценка ситуации
контроль исполнения
выбор вариантов (способов)
корректировка (регулирова- ние)
определение сроков испол- нения
Подготовка решения
Реализация решения
документальное оформление итогов
д) Материалы аттестации представляются начальнику таможни не позднее семи дней после проведения и по её результатам (в течение одного месяца) издаётся приказ или принимается одно из решений:

Решение начальника таможенного органа  
   
  подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста
 
 
  направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации
 
 
  понижается в должности гражданской службы
 
       
б) Основные требования к управленческим решениям

Процесс подготовки и принятия управленческого решения — сложная интеллектуальная деятельность руководителя по выбору альтернативы, основанная на строгом учете и анализе обстановки, а также личностных ка- честв подчиненных.


Информационно- аналитическое обеспечение управления персоналом
внедрение новейших информационных техно-
использование результатов научных разработок в об- ласти кадровой политики, проведенных российскими и зарубежными исследова- тельскими учреждениями, с учетом их возможной адаптации к деятельно- сти таможенных органов России
логий совершенствование сбора, обработки и анализа информации для подготовки прогнозов разви- тия кадровых процессов разработка предложений по совершению рабо- ты с кадрами своевременное обеспечение полной и достовер- ной информацией, результатами аналитиче- ских исследований руководства ФТС России, подразделений центрального аппарата ФТС, таможенных органов и организаций ФТС Рос- сии для принятия решений по совершенствова- нию работы с кадрами
Любое управленческое решение должно соответствовать следующим требованиям:

Требование
Сущность

объективность
соответствие законам общественного развития, наукам, изучающим человека, его деятельность и по- ведение

ясность, четкость
понимание исполнителями сути решения без до- полнительных разъяснений и уточнений

обоснованность
выбор из ряда возможных вариантов данного реше- ния на основе объективного причинно-следственного анализа

По уровню управления
Виды решений
По способу принятия
— руководитель ФТС России; — начальник РТУ; — начальник таможни; — начальник отдела
— единоначальные: — коллегиальные; — коллективные; — общественные
По содержанию
По важности деятельности
— информационные; — организационного характера
— стратегические; — оперативные
По способу фиксации
По форме
— документальные; — письменные; — устные
— общие; — частные
По характеру воздействия
— административные; — экономические; — социальные; — директивные; — рекомендательные
адресность
ориентация на конкретных лиц
г) Классификация управленческих решений

непротиворечивость
согласованность с внешними и внутренними обстоя- тельствами, предшествующими и предстоящими решениями

4.6.2.

соблюдение требований правовых, нормативных документов, учет обязанностей и прав объекта и субъекта
правомочность
конкретность
наличие в решении ответов на вопросы: что делать, когда и как действовать
реализация решения должна предусматривать полу- чение результата в оптимальные сроки, предотвра- щение обострения ситуации (проблемы)
своевременность
Контроль как основная функция управления персоналом

установление служебных, экономических, правовых, нравственных норм, мер поощрения или примене- ния санкций
ответственность
Одним из элементов системы управления, основной и непременной со- ставляющей функцией руководства сотрудниками (подчиненными) явля- ется контроль их повседневной деятельности. Под контролем понимается соизмерение фактических результатов работы с запланированными.

а) Цель контроля деятельности персонала


в) Информационно-аналитическое обеспечение управления пер-


Выявление


— корректировки плана; — проведения реорганизации; — дачи новых указаний; — усиления воздействия на мотивы поведения персонала; — преодоления возникших проблем
для


соналом

Выработка каждого управленческого решения должна быть информа- ционно обеспечена. [20, с. 314]


на возможно более

раннем этапе неблаго- приятного развития событий


Общая цель контроля в таможенном органе сводится не только к про- верке точного исполнения должностными лицами требований таможенно- го законодательства и других правовых актов Российской Федерации, ФТС России и своих собственных, но и к оказанию им практической помощи.

б) Виды контроля


г) Методы контроля


Виды
Содержание

Методы
Средства (результативность)
предварительный
  Позволяет на месте убедиться в правильности выполнения под- чиненными своих функциональ- ных обязанностей  
Непосредственная работа выше- стоящего руководства в подчи- ненных таможенных органах    
     
Дает возможность проинформи- ровать подчиненных об опера- тивной обстановке  
Личное общение руководящего состава таможенного органа с подчиненными в своих струк- турных подразделениях    
Позволяет получить более раз- ностороннюю информацию, ответить на возникшие у под- чиненных вопросы и оказать им практическую помощь  
   
   
осуществление комплекса мероприятий, направ- ленных на гарантированное исполнение решений (уточнение порядка исполнения, подготовка про- веряющих, создание материально-технических и социально-психологических условий)

текущий
непрерывное и своевременное вмешательство руко- водителя и принятие мер во всех случаях проявле- ния при-знаков отклонений, упущений в деятельно- сти подчиненных

заключительный
  Изучение документов (отчетов, справок, докладных и т.д.)   Фиксация сведений в докумен- тах повышает ответственность подчиненных за из объектив- ность, увеличивает степень достоверности указанных в них данных
 
 
суммирование результатов контроля, анализ и фиксация действительного состояния проверяемых вопросов, краткое описание принятых мер по устра- нению выявленных недостатков, оформление отчета

В процессе контроля выявляются подлинные деловые качества подчи- ненных, их достоинства и недостатки.

Контроль с использованием технических средств связи и замкнутых систем ПЭВМ   Прямые непосредственные пере- говоры по каналам связи по- зволяют оперативно получить от подчиненных требуемые сведе- ния, дать им указания, отреаги- ровать на недостатки
 
 
Анализ и оценка результатов контроля способствуют совершенствова- нию его методов и достижению воспитательных целей в отношении подчи- ненных.

Принципы контроля
в)

  — проведение по основным вопросам и там, где этого требует обстановка  
целеустремленность    
   
   
— осуществление с расчетом на упреждение недостат- ков в работе подчиненных  
своевременность    
   
   
— своевременное принятие корректирующих мер, на- правленных на исправление допущенных недостатков  
оперативность    
   
   
— предотвращение и предупреждение любых отклоне- ний от установленных правил  
постоянность    
   
   
разумность   — соответствие затрачиваемых усилий целям контроля  
   
  — фиксация внимания исключительно на уязвимых местах работы  
систематичность    
   
   
— обеспечение сочетания проверки работы подчинен- ных с оказанием им практической помощи  
действенность    
   
   
— повышение значения контроля, чувства личной от- ветственности исполнителей (подчиненных) за поручен- ное дело или его результаты, своевременное и поучи- тельное предание огласке  
гласность    
   
   
Примечание: Методы переговоров по техническим средствам связи используют- ся, как правило, только для решения срочных и неотложных вопросов управле- ния.

Указанные методы применяются в сочетании, для полноты использования пре- имуществ каждого из них.

д) Планирование контроля

Наибольший эффект в деятельности таможенного органа по руковод- ству персоналом достигается при организации планово-контрольной систе- мы работы, чему в значительной степени способствует современная органи- зационная и вычислительная техника.

Увязка плана контрольных проверок с планами работы таможенного органа позволяет избежать дублирования, чрезмерной загрузки проверяю- щих, излишних временных затрат.


В целом, планирование контроля начинается с определения и конкре- тизации порядка достижения целей и задач контроля (что, где, в какой оче- редности, когда и какими методами, силами и средствами проверить, в ка- кой форме подготовить отчет, доложить о результатах).

Средства контроля выбираются исходя из объекта контроля, его объема, периодичности и исполнителей. План контрольных функций любого испол- нителя складывается из трех разделов:

— самоконтроль;

— контроль непосредственного начальника;

— контроль руководителя вышестоящего органа. е) Технология контроля

Организация контроля
Определение целей и задач контроля
Разработка плана контроля
Согласование, доведение до исполнителей
Проведение контроля
Определение порядка, сроков, форм отчета
Инструктаж проверяющих
Причинно- следственный анализ
Применение мер реагирования
Фиксация (документальное оформление отчетов)

ж) Объекты и субъекты контроля

ОБЪЕКТЫ СУБЪЕКТЫ


Проверяющим назначается авторитетный представитель вышестояще- го руководителя. Он должен выполнять волю начальника, проявлять на- стойчивость, решительность и требовательность в точном исполнении про- веряемыми всех намеченных мероприятий.

Контрольные вопросы

1. Что собой представляет технология управления персоналом?

2. Какие виды технологий управления персоналом сложились в работе кадровых служб таможенных органов и в чем их сущность?

3. Какие виды перемещений персонала раскрывают сущность принци- па сменяемости?

4. Какие стадии процесса управления персоналом составляют содер- жание этапа планирования?

5. Из каких стадий состоит этап организации?

6. Что представляет собой этап регулирования в процессе управления персоналом?

7. В чем проявляется сущность контрольного этапа процесса работы с кадрами таможенного органа?

8. Каково содержание профессионального развития персонала?

9. Что понимается под механизмом управления карьерой персонала?

10. Что относится к нормативно-правовому и методическому обеспече- нию управления кадровым потенциалом?

11. Каковы структура и сущность должностного регламента государ- ственного гражданского служащего?

12. Какими факторами обусловливается значение должностного регла- мента госслужащего таможенного органа?


— задачи подразделения;

— запланированные программы, меро- приятия;

— технологические схемы и процессы;

— нормативы по количеству и качеству труда;

— правила внутреннего распорядка;

— ритм и ход служебной деятельности;

— правила ношения форменной одежды;

— финансово-хозяйственная деятель- ность и т.п.


— руководитель таможенного органа;

— заместитель начальника;

— руководители структурных подраз- делений;

— специально назначенные для про- ведение контроля сотрудники;

— представители вышестоящих тамо- женных органов;

— представители государственных контролирующих органов (прокурату- ра, ФСБ и т.п.)


13. Для чего проводится аттестация сотрудников и госслужащих тамо- женных органов?

14. Какие варианты решений принимает аттестационная комиссия?

15. Какими правами обладает аттестуемый сотрудник или государ- ственный служащий таможенного органа?

16. Что представляет собой технология принятия управленческого ре- шения?

17. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческому решению?

18. В чем сущность информационно-аналитического обеспечения управ- ления персоналом?

19. Каковы цели контроля деятельности персонала?


Начальник таможни, как правило, контролирует работу своих замести- телей, начальников функциональных отделов, таможенных постов и дру- гих структурных подразделений, а совместно с ними (по единому плану, если нет необходимости в оперативном вмешательстве) деятельность струк- турных подразделений.


20. В какой последовательности осуществляются действия по организа- ции контроля (технология)?


РазДЕл 5.

Воспитательная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: