В должностном регламенте указывают наименование таможенного ор- гана, наименование конкретной должности гражданской службы, реквизи- ты согласования и утверждения.
Должностной регламент состоит из разделов:
I. Общие положения.
II. Квалификационные требования.
III. Должностные обязанности, права и ответственность.
IV. Перечень вопросов, по которым предоставлено право или обязан- ность самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
V. Перечень вопросов, по которым предоставлено право или обязанность участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленче- ских и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.
VII. Порядок служебного взаимодействия в связи с исполнением долж- ностных обязанностей с гражданскими служащими таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими граж- данами, а также с организациями.
VIII. Показатели эффективности и результативности профессиональ- ной служебной деятельности [18].
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навы- кам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавли- ваются нормативным актом ФТС России, с учетом задач и функций ФТС России, соответствующих таможенных органов, в штатные расписания кото- рых включены соответствующие должности гражданской службы.
В соответствии с требованиями правовых актов ФТС России и Методи- ческих рекомендаций устанавливается типовой порядок разработки, согла- сования и утверждения должностного регламента.
Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения на- чальником таможенного органа или другим должностным лицом, уполно- моченным на это, и действует до его замены новым должностным регла- ментом, разработанным и утвержденным в соответствии с Методическими рекомендациями.
Требования должностного регламента являются обязательными для гражданского служащего, проходящего службу в данной должности граж- данской службы, с момента его ознакомления с должностным регламентом под подпись и до перемещения на другую должность или увольнения из таможенных органов, о чем делается запись в соответствующей графе листа ознакомления.
Значение должностного регламента обусловливается следую- щими факторами:
— его необходимость установлена в законодательном порядке и являет- ся неотъемлемой частью трудового контракта;
— им устанавливаются права и обязанности госслужащего в соответ- ствии с занимаемой должностью, а также сфера их применения, пол- ное и однозначное их понимание;
— он юридически закрепляет ответственность государственного граж- данского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполне- ние обязанностей, за что к нему могут применяться взыскания раз- личного характера.
4.5.2. аттестация персонала в таможенных органах
Аттестации в таможенных органах подлежат как сотрудники, так и го- сударственные гражданские служащие, а также работники бюджетной сфе- ры (Российская таможенная академия и её филиалы).
Аттестация сотрудников таможенных органов
Порядок проведения аттестации сотрудников таможенных органов Рос- сийской Федерации определён в соответствии со ст. 47 Федерального закона
Цели аттестации сотрудников
|
дальнейшее со- вершенствование работы по подбору
и расстановке тамо- женных кадров
|
комплектование таможенных органов Российской Федерации высокопрофессиональ- ным кадровым составом
|
обеспечение объективной оценки служебной деятельности сотрудников таможенных органов
|
№ 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и По- ложением о порядке проведении аттестации сотрудников таможенных ор- ганов, утвержденным приказом ФТС России № 1658 от 24.12.2008 г., и осу- ществляется в следующих целях:
организованность в работе, умение определить главное в реше- нии поставленных задач, способность качественно выполнять долж. обязанности, проявлять инициативу, оперативно ориенти- роваться и умело действовать в сложной обстановке
достигнутые результаты служебной деятельности, личный вклад сотрудника в выполнение поставленных задач
умение руководить подчиненными
оценка состояния структурного подразделения таможенного органа, которым руководит сотрудник
способность критически оценивать свою деятельность и деятель- ность подчиненных; имеющиеся недостатки и упущения
в служебной деятельности, в руководстве подразделением, тамо- женным органом и рекомендации по их устранению
|
выполнение требований присяги сотрудника, обязанностей, изложенных в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарном уставе тамо- женной службы РФ
|
| Аттестационные комиссии таможенных органов
|
|
|
| Высшая аттестационная комиссия ФТС России
|
|
| Аттестационные комиссии регио- нальных таможенных управлений
|
|
|
|
| Аттестационная комиссия ФТС по аттестации сотрудников правоо- хранительных подразделений
|
|
| Аттестационные комиссии РТУ по аттестации сотрудников правоо- хранительных подразделений
|
|
|
|
| Аттестационная комиссия цен- трального аппарата ФТС России
|
|
| Аттестационные комиссии таможен
|
|
|
|
|
| Аттестационная комиссия Российской таможенной академии
|
| | | | | | |
|
б)
в) Деятельность аттестационных комиссий осуществляется на плановой основе.
При формировании графика аттестации учитывается дата назначения на должность сотрудника, дата проведения последней аттестации. Графики аттестации на первое и второе полугодия утверждаются не позднее 25 дека- бря и 25 июня соответственно.
Результаты аттестации фиксируются в протоколе заседания аттестаци- онной комиссии и аттестационном листе сотрудника. Протокол подписы- вается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Результаты аттестации сообщаются аттестованному сотруднику непосредственно после подведения итогов голосования.
Аттестационный лист сотрудника с результатами аттестации, подпи- санный председателем и секретарем аттестационной комиссии, представ- ляется начальнику соответствующего таможенного органа не позднее семи рабочих дней после ее проведения.
Начальник таможенного органа обязан принять решение об утверж- дении (неутверждении) результатов аттестации не позднее десяти рабочих дней с момента представления аттестационного листа на утверждение.
Вопросы, подлежащие отражению в характеристике аттестуемого сотрудника
|
г)
Таким образом, служебная деятельность сотрудника оценивается на основе определения соответствия требованиям должностной инструкции, участия в решении поставленных задач, эффективности и результативно- сти выполняемой работы, наличия поощрений и неснятых дисциплинар- ных взысканий.
Полугодовые планы работы аттестационной комиссии таможенного ор- гана, полугодовые графики аттестации и списки сотрудников, подлежащих аттестации, составляются кадровым подразделением и утверждаются на- чальником соответствующего таможенного органа.
В графике аттестации указываются: наименование таможенного орга- на, инициалы, фамилия, специальное звание сотрудника, наименование структурного подразделения, занимаемая должность, дата проведения ат- тестации, дата представления в аттестационную комиссию необходимых до- кументов с указанием ответственных руководителей соответствующих под- разделений таможенного органа.
Решение аттестационной комиссии
|
o соответствии сотрудника зани- маемой должности
|
o представлении сотрудника
к государственной награде РФ
|
соответствует занимаемой должности
|
представляется к государ- ственной награде РФ
|
не соответствует занимаемой должности
|
не представляется к государ- ственной награде РФ
|
д)
соответствие сотрудника требованиям по занимаемой должности
|
уровень профессиональной подготовки, знание Конституции РФ, требований законодательных и других нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, знание должностной инструкции и её выполнение в процессе службы
|
см. с. 79
е) Аттестация государственных гражданских служащих таможен-
очередная
|
|
| не чаще 1 раза в 2 года, но не реже 1 раза в 4 года
|
|
ного органов
на основании приказа таможен- ного органа по согласованию
с вышестоящим начальником
|
По существующему законодательству государственные гражданские служащие таможенных органов подлежат обязательной аттестации, то есть периодической проверке и оценке их профессиональных, деловых и лич- ностных качеств, соответствия требованиям, предъявляемым к должностям государственной службы.
Аттестации не подлежат сотрудники:
|
занимающие должности менее года
|
находящиеся в отпуске
по беременности и родам, по уходу за ребенком
до 3-х лет и беременные женщины
|
находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением орг. штатных мероприятий
|
прикомандированные к органам гос. власти РФ и организациям
|
Цели и задачи аттестации госслужащих
|
а)
кадрового состава таможенных органов государ- ственными гражданскими служащими
|
соответствия государственных гражданских служа- щих таможенных органов занимаемым ими долж- ностям
|
профессиональной служебной деятельности гос- служащих, их личного участия в решении задач, стоящих перед таможенным органом, сложности вы- полняемой работы и её результативности
|
и) Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе вносить на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные реко- мендации.
Рекомендации аттестационной комиссии
|
o понижении сотрудника в должности
|
o применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии
|
об увольнении сотрудника со службы
|
o включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность
|
o повышении сотрудника в должности
|
профессиональных знаний, навыков, опыта работы, личностных качеств и организаторских способностей аттестуемого
|
профессионального уровня гражданских служащих таможенных органов
|
к) Возможные решения начальника таможенного органа в соответствии с принципом единоначалия:
— об оставлении сотрудника в занимаемой должности;
— о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность;
— о переводе сотрудника на другую вакантную должность;
— об увольнении сотрудника со службы в таможенных органах.
Эти решения начальник таможенного органа принимает не позднее двух месяцев со дня проведения аттестации.
Принятие же решения «О наложении на сотрудника дисципли- нарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии» по результатам аттестации и издание приказа начальника таможенного органа осуществляет не позднее месяца со дня принятия решения аттестационной комиссии.
• с определением преимущественного права на замещение должности (при сокращении или организационно-штатных мероприятиях)
|
• с изменениями условий оплаты труда госслужа- щих
|
решение вопросов, связанных:
|
б) Не подлежат аттестации гражданские служащие:
— проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее года;
— достигшие возраста 60 лет;
— беременные женщины;
— находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребен- ком до достижения им возраста трех лет;
— замещающие должности гражданской службы категорий «руково- дители» и «помощники» (советники), с которыми заключен срочный служебный контракт;
— в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
в) Аттестация проводится 1 раз в 3 года. Однако до истечения трёх лет может проводиться внеочередная аттестация, необходимость который воз- никает при следующих обстоятельствах:
• по согласованию сторон служебного контракта (с учётом итогов годо- вого отсчета о профессиональной служебной деятельности госслужа- щего;
• по приказу руководителя таможенного органа:
— после принятия решения о сокращении должностей гражданской службы в таможенном органе, либо
— об изменении условий оплаты труда государственных служащих.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения:
— его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;
— его участия в решении поставленных задач перед соответствующим подразделения;
— сложности выполняемой им работы, её эффективности и результа- тивности.
Решение аттестационной комиссии
|
соответствует замещаемой должности гражданской службы
|
соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессио- нальной переподготовки или повышения квалификации
|
не соответствует замещае- мой должности гражданской службы
|
соответствует замещаемой должности и реко- мендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в по- рядке должностного роста
|
По результатам аттестации гражданского служащего комиссией прини- мается одно из нижеследующих решений:
При отказе гражданского служащего от профессиональной переподго- товки, повышения квалификации или перевода на другую должность граж- данской службы начальник таможенного органа вправе освободить граж- данского служащего от занимаемой должности и уволить его в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной граждан- ской службе.
В свою очередь гражданский служащий имеет право обжаловать ре- зультаты аттестации в порядке, определяемом законодательством РФ.
4.6. Управленческое решение и контроль за его исполнением
Процесс управления персоналом в таможенной системе состоит из мно- жества согласованных постоянно принимаемых и реализуемых решений, направленных в конечном счете на достижение главной цели функциони- рования таможенной службы. [20, с. 162]
4.6.1. Управленческое решение
а) Процесс принятия и реализации решений, необходимых для выполнения любой управленческой функции, представляет собой опреде- ленную совокупность последовательных действий (операций), состоящих из подготовительной работы и реализации принятого решения:
выбор вариантов (способов)
|
корректировка (регулирова- ние)
|
определение сроков испол-
нения
|
документальное оформление итогов
|
д) Материалы аттестации представляются начальнику таможни не позднее семи дней после проведения и по её результатам (в течение одного месяца) издаётся приказ или принимается одно из решений:
Решение начальника таможенного органа
|
|
|
|
| подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста
|
|
|
| направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации
|
|
|
| понижается в должности гражданской службы
|
| | | | |
|
б) Основные требования к управленческим решениям
Процесс подготовки и принятия управленческого решения — сложная интеллектуальная деятельность руководителя по выбору альтернативы, основанная на строгом учете и анализе обстановки, а также личностных ка- честв подчиненных.
Информационно- аналитическое обеспечение управления персоналом
|
внедрение новейших информационных техно-
|
использование результатов
научных разработок в об- ласти кадровой политики, проведенных российскими и зарубежными исследова- тельскими учреждениями, с учетом их возможной адаптации к деятельно- сти таможенных органов
России
|
логий
совершенствование сбора, обработки и анализа информации для подготовки прогнозов разви- тия кадровых процессов
разработка предложений по совершению рабо- ты с кадрами
своевременное обеспечение полной и достовер- ной информацией, результатами аналитиче- ских исследований руководства ФТС России, подразделений центрального аппарата ФТС, таможенных органов и организаций ФТС Рос- сии для принятия решений по совершенствова- нию работы с кадрами
|
Любое управленческое решение должно соответствовать следующим требованиям:
соответствие законам общественного развития, наукам, изучающим человека, его деятельность и по- ведение
|
понимание исполнителями сути решения без до- полнительных разъяснений и уточнений
|
выбор из ряда возможных вариантов данного реше- ния на основе объективного причинно-следственного анализа
|
— руководитель ФТС России;
— начальник РТУ;
— начальник таможни;
— начальник отдела
|
— единоначальные:
— коллегиальные;
— коллективные;
— общественные
|
— информационные;
— организационного характера
|
— стратегические;
— оперативные
|
— документальные;
— письменные;
— устные
|
— административные;
— экономические;
— социальные;
— директивные;
— рекомендательные
|
ориентация на конкретных лиц
|
г) Классификация управленческих решений
согласованность с внешними и внутренними обстоя- тельствами, предшествующими и предстоящими решениями
|
4.6.2.
соблюдение требований правовых, нормативных документов, учет обязанностей и прав объекта
и субъекта
|
наличие в решении ответов на вопросы: что делать, когда и как действовать
|
реализация решения должна предусматривать полу- чение результата в оптимальные сроки, предотвра- щение обострения ситуации (проблемы)
|
Контроль как основная функция управления персоналом
установление служебных, экономических, правовых, нравственных норм, мер поощрения или примене- ния санкций
|
Одним из элементов системы управления, основной и непременной со- ставляющей функцией руководства сотрудниками (подчиненными) явля- ется контроль их повседневной деятельности. Под контролем понимается соизмерение фактических результатов работы с запланированными.
а) Цель контроля деятельности персонала
в) Информационно-аналитическое обеспечение управления пер-
Выявление
— корректировки плана;
— проведения реорганизации;
— дачи новых указаний;
— усиления воздействия на мотивы поведения персонала;
— преодоления возникших проблем
|
для
соналом
Выработка каждого управленческого решения должна быть информа- ционно обеспечена. [20, с. 314]
на возможно более
раннем этапе неблаго- приятного развития событий
Общая цель контроля в таможенном органе сводится не только к про- верке точного исполнения должностными лицами требований таможенно- го законодательства и других правовых актов Российской Федерации, ФТС России и своих собственных, но и к оказанию им практической помощи.
б) Виды контроля
г) Методы контроля
Средства (результативность)
|
| Позволяет на месте убедиться
в правильности выполнения под- чиненными своих функциональ- ных обязанностей
| | Непосредственная работа выше- стоящего руководства в подчи- ненных таможенных органах
|
| |
|
| | Дает возможность проинформи- ровать подчиненных об опера- тивной обстановке
| | Личное общение руководящего состава таможенного органа
с подчиненными в своих струк- турных подразделениях
|
| | Позволяет получить более раз- ностороннюю информацию, ответить на возникшие у под- чиненных вопросы и оказать им практическую помощь
| |
| |
| |
|
осуществление комплекса мероприятий, направ- ленных на гарантированное исполнение решений (уточнение порядка исполнения, подготовка про- веряющих, создание материально-технических и социально-психологических условий)
непрерывное и своевременное вмешательство руко- водителя и принятие мер во всех случаях проявле- ния при-знаков отклонений, упущений в деятельно- сти подчиненных
Изучение документов (отчетов, справок, докладных и т.д.)
|
| Фиксация сведений в докумен- тах повышает ответственность подчиненных за из объектив- ность, увеличивает степень достоверности указанных в них данных
|
|
|
|
суммирование результатов контроля, анализ и фиксация действительного состояния проверяемых вопросов, краткое описание принятых мер по устра- нению выявленных недостатков, оформление отчета
В процессе контроля выявляются подлинные деловые качества подчи- ненных, их достоинства и недостатки.
Контроль с использованием технических средств связи и замкнутых систем ПЭВМ
|
| Прямые непосредственные пере- говоры по каналам связи по- зволяют оперативно получить от подчиненных требуемые сведе- ния, дать им указания, отреаги- ровать на недостатки
|
|
|
|
Анализ и оценка результатов контроля способствуют совершенствова- нию его методов и достижению воспитательных целей в отношении подчи- ненных.
в)
| — проведение по основным вопросам и там, где этого требует обстановка
| | целеустремленность
|
| |
| |
| | — осуществление с расчетом на упреждение недостат- ков в работе подчиненных
| | своевременность
|
| |
| |
| | — своевременное принятие корректирующих мер, на- правленных на исправление допущенных недостатков
| | оперативность
|
| |
| |
| | — предотвращение и предупреждение любых отклоне- ний от установленных правил
| | постоянность
|
| |
| |
| | разумность
|
| — соответствие затрачиваемых усилий целям контроля
| |
| |
| — фиксация внимания исключительно на уязвимых местах работы
| | систематичность
|
| |
| |
| | — обеспечение сочетания проверки работы подчинен- ных с оказанием им практической помощи
| | действенность
|
| |
| |
| | — повышение значения контроля, чувства личной от- ветственности исполнителей (подчиненных) за поручен- ное дело или его результаты, своевременное и поучи- тельное предание огласке
| | гласность
|
| |
| |
| |
|
Примечание: Методы переговоров по техническим средствам связи используют- ся, как правило, только для решения срочных и неотложных вопросов управле- ния.
Указанные методы применяются в сочетании, для полноты использования пре- имуществ каждого из них.
д) Планирование контроля
Наибольший эффект в деятельности таможенного органа по руковод- ству персоналом достигается при организации планово-контрольной систе- мы работы, чему в значительной степени способствует современная органи- зационная и вычислительная техника.
Увязка плана контрольных проверок с планами работы таможенного органа позволяет избежать дублирования, чрезмерной загрузки проверяю- щих, излишних временных затрат.
В целом, планирование контроля начинается с определения и конкре- тизации порядка достижения целей и задач контроля (что, где, в какой оче- редности, когда и какими методами, силами и средствами проверить, в ка- кой форме подготовить отчет, доложить о результатах).
Средства контроля выбираются исходя из объекта контроля, его объема, периодичности и исполнителей. План контрольных функций любого испол- нителя складывается из трех разделов:
— самоконтроль;
— контроль непосредственного начальника;
— контроль руководителя вышестоящего органа. е) Технология контроля
Определение целей и задач контроля
|
Разработка плана контроля
|
Согласование, доведение
до исполнителей
|
Определение порядка, сроков, форм отчета
|
Причинно- следственный анализ
|
Применение мер реагирования
|
Фиксация (документальное оформление отчетов)
|
ж) Объекты и субъекты контроля
ОБЪЕКТЫ СУБЪЕКТЫ
Проверяющим назначается авторитетный представитель вышестояще- го руководителя. Он должен выполнять волю начальника, проявлять на- стойчивость, решительность и требовательность в точном исполнении про- веряемыми всех намеченных мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Что собой представляет технология управления персоналом?
2. Какие виды технологий управления персоналом сложились в работе кадровых служб таможенных органов и в чем их сущность?
3. Какие виды перемещений персонала раскрывают сущность принци- па сменяемости?
4. Какие стадии процесса управления персоналом составляют содер- жание этапа планирования?
5. Из каких стадий состоит этап организации?
6. Что представляет собой этап регулирования в процессе управления персоналом?
7. В чем проявляется сущность контрольного этапа процесса работы с кадрами таможенного органа?
8. Каково содержание профессионального развития персонала?
9. Что понимается под механизмом управления карьерой персонала?
10. Что относится к нормативно-правовому и методическому обеспече- нию управления кадровым потенциалом?
11. Каковы структура и сущность должностного регламента государ- ственного гражданского служащего?
12. Какими факторами обусловливается значение должностного регла- мента госслужащего таможенного органа?
— задачи подразделения;
— запланированные программы, меро- приятия;
— технологические схемы и процессы;
— нормативы по количеству и качеству труда;
— правила внутреннего распорядка;
— ритм и ход служебной деятельности;
— правила ношения форменной одежды;
— финансово-хозяйственная деятель- ность и т.п.
— руководитель таможенного органа;
— заместитель начальника;
— руководители структурных подраз- делений;
— специально назначенные для про- ведение контроля сотрудники;
— представители вышестоящих тамо- женных органов;
— представители государственных контролирующих органов (прокурату- ра, ФСБ и т.п.)
13. Для чего проводится аттестация сотрудников и госслужащих тамо- женных органов?
14. Какие варианты решений принимает аттестационная комиссия?
15. Какими правами обладает аттестуемый сотрудник или государ- ственный служащий таможенного органа?
16. Что представляет собой технология принятия управленческого ре- шения?
17. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческому решению?
18. В чем сущность информационно-аналитического обеспечения управ- ления персоналом?
19. Каковы цели контроля деятельности персонала?
Начальник таможни, как правило, контролирует работу своих замести- телей, начальников функциональных отделов, таможенных постов и дру- гих структурных подразделений, а совместно с ними (по единому плану, если нет необходимости в оперативном вмешательстве) деятельность струк- турных подразделений.
20. В какой последовательности осуществляются действия по организа- ции контроля (технология)?
РазДЕл 5.
Воспитательная работа