Психологическая служба

Школьная психологическая служба успешно развивается в большинстве стран. Изучение вопросов, касающихся научного обоснования и способов практической организации психологической службы в школе, показало, что в каждой стране они решаются по-своему. Психологическая служба, с одной стороны, определяется теми научными психологическими концепциями, которые существуют в данном обществе, с другой потребностями народного образования, целями воспитания и формирования личности, которые зависят от политических, экономических и других особенностей той или иной страны.

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще в начале 20 века и связаны с так называемой педологией – течением в психологии и педагогике, возникшем на рубеже 19-20 века. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка. Однако постановление ЦК ВКП (б) 1936 г. объявило эту науку вредной.

С 60-х годов возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба как целостная система начала создаваться впервые в Эстонии. В настоящее время подобная работа ведется во всех регионах страны.

Теоретический анализ проблемы, экспериментальные исследования и обобщение результатов деятельности практических психологов показали, что школьную психологическую службу следует рассматривать в трех аспектах:

· как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект);

· как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, психологическую подготовку учителей и пр. (прикладной аспект);

· как непосредственную работу психологов в школе или ином детском учебно-воспитательном учреждении, а также при РУНО и пр. (практический аспект).

Наиболее распространенными являются две формы организации школьной психологической службы: 1) группа психологов работает при районном (городском) отделе народного образования; 2) психолог работает непосредственно в школе. Развитие психологической службы в системе народного образования требует взаимодействия в организации этих двух форм деятельности.

Школьная психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью школы в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет его способности, причины возможных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной личности.

Психологическая служба представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев: 1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении; 2) психологический кабинет РУНО (ГУНО, облУНО и пр.); 3) центр психологической службы народного образования.

В решении всех проблем работники службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

Детский практический психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом учебно-воспитательного учреждения и родителями. Важнейшим условием эффективности работы психологической службы является правильное понимание психологом и педагогом (учителем, воспитателем, мастером) существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы службы.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с медицинской, дефектологической и другими видами служб, органами опеки и попечительства, специалистами в других областях, представителями общественности, оказывающими учебно-воспитательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.

Деятельность психологической службы направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия психолога в коррекции выявленных отклонений.

Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: