| Требования к школе | Ограничения | |||||||||||||||||||||||
| нормы, правила, цели, задания | ||||||||||||||||||||||||
государства, родителей, соц. групп, учеб. завед., производства, армии | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| Внутренняя среда | ||||||||||||||||||||||||
ценности и нормы, формальная структура, неформальная структура, коммуникационная сеть, мотивационные условия, контингент учащихся, педагогический персонал, вспомогательный персонал, технологии, планы, материально-техническая база | ||||||||||||||||||||||||
| Образовательные процессы | | Выпускники | ||||||||||||||||||||||
Основной вход | ||||||||||||||||||||||||
| учащиеся | ||||||||||||||||||||||||
| Инновационные процессы | Опыт инновационной деятельности | |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| Средства | ||||||||||||||||||||||||
программно-методические, материально-технические, кадры, финансы, информация, услуги | ||||||||||||||||||||||||
| Обеспечивающие процессы | ||||||||||||||||||||||||
На рис. 1 в левой части показаны основные входы школы как открытой системы. Эти входы можно разделить на три группы:
· основной вход – ее учащиеся;
· средства, необходимые для осуществления образовательной деятельности;
· ограничения – нормативно-правовые, цели и задачи.
Учащиеся составляют основной вход школы. «Поставщиком» контингента учащихся является семья и дошкольные учреждения. Поставщиками кадров для школы выступают педагогические учебные заведения.
В условиях концептуального, программного и методического плюрализма в современном школьном образовании для школы и ее руководителей становится актуальным выход на контакты с Производителями и Поставщиками таких ресурсов – учеными и научными организациями, разработчиками программ и образовательных технологий.
Школа не может обойтись без здания и соответствующей инфраструктуры (коммуникаций, аудиторного фонда и т.д.) Этот необходимый ресурс создается путем капитального строительства.
Современное школьное образование и жизнеобеспечение школьного комплекса немыслимо также без материально-технических ресурсов: оборудования, приборов, средств обучения, воспитания, управления.
Нормативно-правовое обеспечение школы также предполагает ее взаимодействие со всеми источниками подготовки и принятия значимых для школы нормативных актов.
Таким образом, для жизнедеятельности современной школы необходимы: контингент учащихся, кадровое, программно-методическое, информационное, материально-техническое, финансовое, нормативно-правовое обеспечение.
Школа – динамическая система, поэтому ее можно рассматривать как некий интегральный процесс жизнедеятельности.
Этот сложный процесс состоит из четырех крупных составляющих, каждая из которых связана с соответствующей большой подсистемой школы.
Процессы (подсистемы) школы:
· образовательный;
· инновационный;
· обеспечивающий;
· управленческий.
Современное видение, понимание школы как объекта управления подразумевает, что школа прежде всего является социальной организацией (и значит, в управлении ею необходимо использовать все известные достижения науки об организациях), но – социальной организацией особой (и значит, внутришкольное управление должно применять общие принципы управления с учетом этих особенностей, специфики).
С различными организациями человек сталкивается с самого раннего детства. Можно сказать, что мы живем в мире организаций, и наша жизнь зависит от того, как они устроены и как работают.
Под социальной организацией понимается объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных).
При таком понимании организации в центре внимания оказываются два момента: объединенные люди, группа, сообщество (на высоком уровне развития – коллектив) и их совместная целенаправленная деятельность, сотрудничество. Исходя из этого, школьная организация рассматривается как:
· сообщество людей – взрослых и детей;
· система их совместной деятельности и общения;
· среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.
Если смотреть на социальную организацию извне, она предстает как некий социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и отдельными людьми.
1. Что называется социальной организацией?
2.Что дает понимание школы как социальной образовательной организации?
3. Как будет выглядеть модель каждой из основных подсистем школы, построенная по схеме: вход – процесс – выход?
4.Укажите линии поведения школы по отношению к внешней среде.
Литература
1.Мескон М.Х. Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.,1992.
2.Пригожин А.И. Организация: системы и люди.-М., 1983.
3.Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В.С.Лазарева._ М.:Центр социальых и экономических исследований, 1997.
производства, армии
контингент учащихся, педагогический персонал, вспомогательный персонал, технологии, планы, материально-техническая база
Основной вход
материально-технические, кадры, финансы, информация, услуги