ЕАЭС: сила общего тока / рэспублика / 07. 09

За время работы ЕАЭС проявились не только сильные стороны интеграции, но и обнажились некоторые спорные моменты. Прежде всего, как учесть и соблюсти баланс всех интересов, чтобы ни одна сторона не осталась внакладе. Разумеется, когда речь идет и формировании единых рынков, никакой спешки быть не должно: все-таки государства в союзе разные, у одних свои сильные стороны, у других — иные. Тем не менее, задача перед членами ЕАЭС стоит конкретная: создать безбарьерную среду для общего товарооборота. О том, как будет создаваться общий рынок электроэнергетики на евразийском пространстве, рассказал заместитель министра энергетики Вадим Закревский.

Электричество без границ

Планируется, что с 2019 года в союзе заработает общий рынок электроэнергии. С 2025-го — общий рынок нефти и газа, а также финансовый рынок. В интервью нашей газете, которое было опубликовано в июне нынешнего года, член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Таир Мансуров обращал особое внимание: формирование общих рынков энергоресурсов — это ключевое направление развития интеграционных процессов на евразийском пространстве, позволяющее обеспечить надежность и безопасность энергоснабжения, привлечь взаимные инвестиции, а также более эффективно использовать совокупный топливно-энергетический потенциал.

Между тем у Беларуси есть свое особое мнение по вопросам формирования общего энергорынка. И наша сторона ведет речь о том, чтобы программа его развития была создана с учетом в том числе и наших интересов. Чтобы более подробно узнать все нюансы, мы обратились к заместителю министра энергетики Вадиму ЗАКРЕВСКОМУ.

Вадим Александрович ЗАКРЕВСКИЙ. Фото Александра РУЖЕЧКА

— Вадим Александрович, напомните еще раз нашим читателям: что может представлять собой общий рынок электроэнергетики? Как, в принципе, он должен работать?

— Экономическая теория подсказывает нам, что создание рыночных механизмов хозяйствования в тех секторах экономики, в которых имеется возможность для конкуренции среди производителей товаров, работ или услуг, является стимулом для производителей к совершенствованию качества, дистрибуции, а также к возможному снижению цен. Не является исключением и создаваемый общий электроэнергетический рынок стран ЕАЭС. Его формирование осуществляется с учетом существующих взаимоотношений государств-членов, определяемых международными договорами, особенностей функционирования и развития электроэнергетических рынков, приоритетного обеспечения электрической энергией внутренних потребителей государств-членов, а также мирового опыта формирования общих электроэнергетических рынков.

Функциями общего энергорынка ЕАЭС являются обеспечение соблюдения баланса экономических интересов субъектов общего электроэнергетического рынка союза и равновесие спроса и предложения на электрическую энергию на основе конкурентного ценообразования. Планируется, что торговля электроэнергией будет осуществляться по свободным двусторонним договорам и на централизованных торгах, а также путем организации специфической формы торговли. Наша страна, приняв на себя обязательства участвовать в создании общего электроэнергетического рынка, рассчитывает на возможность в будущем как покупки определенных объемов электрической энергии на общем рынке по конкурентным ценам, так и ее продажи с учетом ввода в 2018 году в действие первого блока Белорусской АЭС.

— Каким образом все эти моменты могут отразиться на тарифах?

— Не секрет, что Россия и Казахстан, обладая значительными запасами собственных ископаемых энергоресурсов, имея уже действующие атомные и крупные угольные и гидроэлектростанции, могут предложить на общем рынке весьма низкую цену на производимую электроэнергию. Поэтому мы, имея возможность приобретения такой электроэнергии, сможем диверсифицировать поставки в страну энергоресурсов по приемлемым ценам, что в конечном итоге положительным образом скажется на снижении ценовой нагрузки для собственных потребителей.

— Полагаю, что объединение энергорынков несет и определенные риски?

— Действительно, такие риски для Беларуси есть. Сегодня мы практически полностью зависим от импортных поставок топливно-энергетических ресурсов (природный газ, уголь и др.). Это значит, что объективно мы не можем на равных конкурировать с производителями электроэнергии из России и Казахстана, которые имеют доступ к топливно-энергетическим ресурсам по внутрироссийским или внутриказахстанским ценам. Чтобы минимизировать подобные риски, в утвержденной главами стран ЕАЭС Концепции формирования общего энергорынка отражено особое мнение Беларуси. Его смысл заключается в том, что от нашей страны к участию в купле/продаже электроэнергии на общем электроэнергетическом рынке, до момента создания общих рынков первичных энергоресурсов, будет допущено строго определенное количество участников, которые будут блюсти интересы государства и не допускать ценового давления на страну от других поставщиков электроэнергии.

— Вадим Александрович, а будет ли выгодно, например, предприятиям покупать напрямую тот же газ в России?

— Участие энергетического комплекса Беларуси в евразийской интеграции открывает в первую очередь потенциальные возможности решения отдельных задач по обеспечению энергетической безопасности, таких как диверсификация поставок природного газа и электрической энергии, наращивание объемов хранения топливно-энергетических ресурсов, оптимизация необходимых поставок электрической энергии при проведении ремонтной кампании и другие.

В то же время экономический аспект не может быть сброшен со счетов. Принцип состязательности позволяет в любом деле получить лучший результат по сравнению с условиями, при которых отсутствует альтернатива. Однако у рынка электрической энергии есть свои весьма специфические особенности: товаром на данном рынке является электрическая энергия, которая по своим характеристикам идентична у всех поставщиков, а поставка электроэнергии, купленной на общем рынке, до конечного потребителя может осуществляться только одной организацией — владельцем электрических сетей. В связи с этим единственным конкурентным преимуществом поставщика электроэнергии на общий рынок может быть только ее цена. Кроме того, нельзя забывать, что круг участников общих энергетических рынков ограничивается на уровне субъектов внутренних оптовых рынков, и у нас формирование этих рынков — вопрос перспективы.

— Когда речь шла о проекте концепции единого рынка, участники обсуждения говорили: единый рынок позволит повысить загрузку электростанций и увеличить использование пропускной способности межгосударственных линий электропередачи. В результате будет обеспечено снижение затрат на производство электроэнергии и сокращение энергоемкости ВВП государств — членов ЕАЭС. Предполагается ли в этой связи модернизация линий электропередачи или такой необходимости в Беларуси нет?

— Пропускная способность межгосударственного сечения Беларусь — Россия позволяет осуществлять передачу электрической энергии в необходимых на сегодняшний день объемах. Между тем с учетом прогнозного увеличения операций между участниками стороны, конечно, предусматривают в перспективе необходимость развития межгосударственных электрических сетей. Концепция формирования общего энергорынка содержит контурные разделы о взаимодействии государств в данном вопросе и привлечении инвестиций. Более глубокая проработка будет выполнена при подготовке Программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Однако решения о строительстве межгосударственных линий электропередачи должны приниматься в первую очередь на основе сигналов, формируемых самим рынком.

Цифры

Энергосистема России превосходит энергосистемы Беларуси и Казахстана почти в 30 раз, при этом в России наблюдается профицит выработки электроэнергии. Так, выработка электроэнергии в этой стране в 2013 году составила 226,5 ГВт при пике потребления 147 ГВт. В Казахстане при производстве 91,9 млрд кВт/ч потребление составляет 89,6 млрд кВт/ч.

Согласно концепции ЕЭК, создание единого энергорынка может обеспечить дополнительный рост ВВП на 7,2 млрд долларов, экспорт электроэнергии за пределы ЕАЭС увеличится более чем в два раза — до 30 млрд кВт, загруженность трансграничных линий электропередачи возрастет почти в 5 раз — с 20 до 95%, рост перетока также увеличится в 5 раз — до 27 млрд кВт/ч. В первые же годы работы единого энергорынка планируемая прибыль от поставок из Казахстана в Беларусь может составить 250 млн долларов в год, за счет использования транзита через Казахстан дешевой энергии сибирских ГЭС в европейскую часть России можно получать до 150 млн долларов в год.

МНЕНИЕ

Сергей ПИКИН, директор Фонда энергетического развития (Россия) (комментарий в декабре 2014-го):

— Создание электроэнергетического рынка Беларуси, России, Казахстана потребует, во-первых, инфраструктуры для поставок и перетока электроэнергии, во-вторых, единой рыночной модели. У Российской Федерации и Республики Казахстан разные модели рынка электроэнергии. У наших казахстанских партнеров модель основана на двусторонних договорах. В Республике Беларусь рынка электроэнергии нет вообще, отрасль полностью регулируется государством. Эти факторы, безусловно, являются барьером для интеграции и создания полноценного единого рынка.

Кроме того, перед тремя государствами встает вопрос выбора первоочередных целей и задач. Одна из них — сделать систему энергоэффективной, современной и безопасной. Вторая — не допустить роста цен. Но, как водится, одно исключает другое. Без инвестиций эффективность не повышается. А любые инвестиции — это всегда увеличение стоимости. Невозможно одновременно построить энергоэффективную систему и сделать электроэнергию дешевой. Следовательно, нужно выбирать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: