Европейский союз приглашают в евразию / парламентская газета / 09. 10

В случае успеха большого евразийско-китайского проекта существенно усилится интерес Европейского союза к интеграции со странами постсоветского пространства, будут заложены основы для создания «большой Евразии» - от Лиссабона до Владивостока. Об этом заявил председатель Госдумы Сергей Нарышкин, выступая на экономическом форуме в столице Казахстана. Главной его темой стало сопряжение Евразийского экономического союза и китайского проекта «Экономический пояс Великого шёлкового пути».

Возрождение Шёлкового пути

Китайская мудрость гласит: «Не зная прошлого, невозможно строить будущее». Многие века караваны шли по Великому шёлковому пути, который проходил из Китая через казахские степи и был важнейшей торговой магистралью между Востоком и Западом. Использование его возможностей в наши дни не только заметно ускорит транзит грузов, но и будет способствовать развитию экономического взаимодействия всех стран Евразии. Это поняли главы России и Китая, подписавшие в мае договорённость о сопряжении двух проектов. Китайский проект «Экономический пояс Великого шёлкового пути» объединит восемь стран, часть которых входит в ЕАЭС.

Сергей Нарышкин, выступая на форуме, подчеркнул заинтересованность России в углублении интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он напомнил, что о создании единого евразийского экономического пространства впервые заговорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ещё в 1994 году. ЕАЭС был создан полтора года назад, а начал работу с января этого года. К союзу уже присоединились Армения и Киргизия. 40 стран проявляют интерес к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС - первый такой договор уже подписан с Вьетнамом.

В скором времени будет заключено соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и Китая, торговый оборот между которыми уже сейчас составляет 57 миллионов долларов. Содержание этого сотрудничества не сводится только к транспортной сфере и логистике. Планируются проекты в области экономики, сельского хозяйства, образования.

Россия в противовес политике эксклюзивности, которую проповедуют США, нацелена на гармонизацию международных экономических проектов. Об этом говорил Владимир Путин на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Сергей Нарышкин подчеркнул, что в случае успеха большого евразийско-китайского проекта существенно усилится интерес Европейского союза к интеграции с ЕАЭС.

Взгляд в будущее

Казахстан привлекает и азиатских, и европейских инвесторов, многие из которых принимали участие в форуме в Астане. Столица, которая ещё двадцать лет назад была небольшим городком в степи, постепенно превращается в современный мегаполис, совмещающий новейшие архитектурные решения и восточный колорит. Глядя на небоскрёбы Астаны, понимаешь, что в Казахстане стремятся использовать самые современные технологии. Библиотека Нурсултана Назарбаева напоминает летающую тарелку, приземлившуюся в центре города. Российская делегация осмотрела девятиэтажное здание, ознакомилась с собранием книг из личной коллекции президента Казахстана. В городе есть ещё несколько причудливых зданий в стиле Гонконга и Шанхая: смотровая башня «Байтерек» с символом солнца на вершине, торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в форме большого шатра со шпилем, Дворец мира и согласия, напоминающий египетскую пирамиду.

Через два года в Астане построят ещё один современный комплекс зданий для проведения международной выставки «ЭКСПО-2017», в которой планируют участвовать 100 стран. Тема выставки, рассчитанной на три месяца, - «Энергия будущего». В главном павиль­оне в виде 80-метровой сферы будут представлены проекты в области энергосбережения, экологии. А на верхнем этаже гости смогут увидеть, как будет выглядеть столица Казахстана в 2050 году. К выставке построят также конгресс-холл, торговый центр, концертную площадку.

В ближайшем будущем в Астане планируется создать международный финансовый центр с преференциями для инвесторов. Об этом рассказал гостям форума председатель мажилиса парламента Казахстана Кабибулла Джакупов. По его словам, ЕАЭС уже доказал свою перспективность и, учитывая сложности европейской экономики, имеет все шансы стать частью мировой экономической архитектуры. Безусловно, самый крупный проект - возрождение Великого шёлкового пути. Казахстан уже сегодня готов стать важным звеном транзитной магистрали - в следующем году завершается строительство дороги, связывающей Западную Европу и Западный Китай.

Мария Соколова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: