Методика «Исключение лишнего» (из Рогова Е.И.)
Цель: изучение логического мышления учащихся.
Подготовка: распечатать задания и словарь по количеству учащихся класса (бланки предназначены для многоразового пользования).
Время на выполнение: примерно 7 минут.
Инструкция: Исключи лишнее слово из каждого ряда слов (то, которое не подходит по смыслу к остальным словам) и выпиши его к себе в тетрадь. Время работы -5 минут.
Комментарий: Для мотивации ребят на работу с заданием и снятия тревожности можно сообщить им, что задание трудное, поскольку предназначено для выявления гениальности, поэтому 10 правильных ответов из 15 – уже высокий результат! На работу отводится около 7 минут. Кто делает работу раньше, тот её проверяет, либо отдыхает, по своему усмотрению. Можно дать добавочное время в 2-3 минуты классу, если класс отличает медленный темп работы на уроке.
Словарь:
Керосинка – лампа или печка, работающая на керосине.
Тачка – деревянная тележка с ручками.
Штангенциркуль – прибор для измерения толщины круглых тел.
Этажерка – полочки, расположенные этажами.
Задания для работы:
1. книга, портфель, чемодан, кошелёк;
2. печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3. часы, очки, весы, термометр;
4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5. самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор;
6. бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7. дерево, этажерка, метла, вилка;
8. дедушка, учитель, папа, мама;
9. иней, пыль, дождь, роса;
10. вода, ветер, уголь, трава;
11. яблоко, книга, шуба, роза;
12. молоко, сливки, сыр, хлеб;
13. берёза, сосна, ягода, дуб;
14. минута, секунда, час, вечер;
15. Василий, Фёдор, Семен, Иванов.
Ключ: 1.книга 2.свеча 3.очки 4.лодка 5.пчела 6.бабочка 7.дерево 8.учитель 9.пыль 10.ветер 11.яблоко 12.хлеб 13.ягода 14.вечер 15.Иванов
Обработка результатов:
1.Сравните ответы ребёнка с ключом. Подсчитайте количество правильных ответов и оцените уровень развития мышления ребёнка в соответствие с критериями.
2. Подсчитайте, сколько в классе детей с высоким (отл+хор), средним (ср) и низким (уд+низ) развития логического мышления.
Критерии оценки логического мышления:
12 - 15 правильных ответов - отличный результат;
10 -11 - хороший;
8 - 9 - средний;
6 - 7 - удовлетворительный;
0 - 5 - низкий.
Динамика развития УУД 5-классников