Глава II. Происхождение юридического лица

§ 1. Юридические лица в римском праве

Институт юридического лица как таковой в римском праве отсут­ствовал. По замечанию Н.С. Суворова, деление лиц на две категории: физических и юридических, составляющее неизбежную принадлеж­ность всех современных систем частного права, произошло не в рим­ской юриспруденции, а позднее. Однако ни римская юридическая жизнь не могла обойтись без признания особого рода субъектов гражданского права, не совпадающих с естественными лицами, ни римская юридиче­ская наука не могла игнорировать действительного существования та­ких субъектов1.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что уже в VI в. до н.э.

римском обществе создавались коллегии религиозного характера, профессиональные союзы ремесленников, булочников, швейников и т.д.2 Применительно к ним римские юристы обычно пользовались вы­ражениями personae vice funge, privatorum loco haberi, дабы показать, что нечто, не будучи естественным человеческим лицом, функциониру-

в гражданской жизни вместо такового лица, обслуживается как...аковое лицо. Иногда подобный субъект косвенно или прямо называл­ся persona, т.е. лицо. Для обозначения юридических лиц употреблялись термины corpus, universitas, collegia, в значении целость, совокуп­ность вещей, собранных в единое целое (например, табун), соединение людей (народ, войско и т.д.), собрание лиц, союз лиц, коллегия.

Большинство ученых считают, что прообразами юридических лиц в Древнем Риме явились различные публично-правовые образования, среди которых главным было государство. По утверждению некоторых правоведов (П.Е. Соколовский и др.), именно государство следует счи­тать тем древнейшим и первоначальным юридическим субъектом, по примеру которого образовались все другие союзные формации как юридические лица. Другие ученые (Савиньи, Муромцев) полагают, что понятие юридического лица как равноправного с физическими лицами субъекта гражданских прав первоначально развилось в применении к

1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 29.

2 См.: Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993. С. 58-59.

* См.: Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М, 1989. С. 319, 398; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 29-31.

43

Глава II. Происхождение юридического лица

муниципиям, с которых оно было перенесено на другие корпорации и государство'.

Виды юридических лиц. Исследователи римского права обычно выделяют следующие виды юридических лиц: государство; император­ский престол; политические общины, в том числе города (civitas, respub-lica, municipium, municipes) и колонии (coloniae deductio), ассоциации римских граждан (conventus civium Romanoram), селения (vici, pagi, cas-tella, fora, conciliabula, praefecturae), провинции (commune provinciae); вольные союзы, среди которых были религиозные коллегии (gentes, so-dalitates), похоронные коллегии (collegia funeratitia), коллегии ремеслен­ников, коллегии или декурии подчиненного служебного персонала; това­рищества (societas) публиканов и др.; церковные учреждения и богоугод­ные заведения христианского времени, а также «лежачее» наследство2.

Кроме того, в имущественном обороте участвовали самостоятель­ные государственные предприятия и учреждения.

Римскому праву было известно деление юридических лиц на хозяй­ственные предприятия (societas publicanorum, societates argentariorum), a также на общества и фонды, т.е. юридические лица, целью которых было выполнение некоторых общественных, политических, социальных, куль­турных, гуманитарных и других неэкономических задач3.

Государство. По мнению И. Пухана и М. Поленак-Акимовской, в древнем римском праве (jus quiritium, а позднее — jus civile) в период древнеримского патрицианско-плебейского государства (от возникно­вения римского государства до установления магистратуры перегрин-ского претора - 754-242 гг. до н.э.) римское государство (Populus Romanus), безусловно, являлось правоспособным, осуществляло власт­ные функции юридического лица в публичном праве и функции юриди­ческого лица в частном праве, обладая имуществом (res publicae) для удовлетворения общегосударственных нужд и участвуя в обороте по­средством купли-продажи, раздела земли, сдачи в аренду, выполнения общественных работ и т.д. Н.С. Суворов также убежден, что римское государство имело земельную собственность от начала своего сущест­вования5.

Как пишет И.А. Покровский, древнее римское право предполагало в качестве субъектов, носителей прав, только отдельных лиц. Все отно-

' См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 32-33.

2 См. там же. С. 189-219.

3 См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник) / Пер. с маке­донского д.ю.н., проф. В.А. Томсинова и Ю.В. Филиппова; Под ред. проф. В.А. Томси-нова. М, 1999. С. 94.

4 См. там же. С. 4-5,92.

5 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 33.

§ 1. Юридические лица в римском праве

шения, возникавшие не между отдельными лицами, регулировались иными нормами и охранялись иными средствами. Вместе с тем в хозяй­ственной жизни Рима огромное значение имело государственное иму­щество, в частности, государственные земли (ager publicus), государст­венные рабы (servi publici), хотя они находились вне обычных граждан­ских отношений (res extra commercium). Римское государство (Populus Romanus) не было собственником государственных имуществ (res publi­cae), как наша казна. Государственные имущества принадлежали рим­скому народу (populi Romani) вообще, но никому в частности. Предста­вители власти, сначала царь, а затем республиканские магистраты (кон­сулы, цензоры, квесторы и т.д.), управляли этим имуществом в интере­сах народа по началам публичного права. Например, сделки магистрата по передаче участков государственной земли в аренду частным лицам за известный оброк не являлись договорами обычного гражданского права, а потому были свободны от форм, необходимых для этих договоров. Споры, возникающие из этих договоров, рассматривались не обычным гражданским судом (legis actio), а подлежали административному раз­бирательству магистрата. Государственная казна (aerarium) являлась не юридическим лицом, не субъектом права, а складочным местом для го­сударственных ценностей. В основе такого порядка лежала идея не ре­гулирования и охраны чьих-либо субъективных прав, а управления имуществом, никому в частности не принадлежащим.

В. Б. Ельяшевич подчеркивал, что в республиканский период (V-IV вв. до н.э.) римское государство (Populus Romanus) не было уравнено с частными лицами (privatae personae, singuli), т.е. не являлось юридиче­ским лицом гражданского права2.

В период перехода от республики к империи (IV—II вв. до н.э.) раз­дел провинций между императором Августом (принцепсом) и Сенатом как органом старой республики сделал необходимой двоякую государ­ственную казну: сенатскую (эрар) и императорскую (фиск). С утвер­ждением императорской власти средства как эрара, так и фиска нахо­дятся в ведении императора и фактически расходуются на государст­венные нужды.

В императорский период (II—I вв. до н.э.) фискальное имущество принципиально уравнивается в обороте с частным имуществом. При Северах различие между императорскими и сенатскими провинциями окончательно исчезло, и доходы со всех провинций стали поступать в государственную казну, за которой сохранилось название фиск.

J См.: Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998. С. 307-308. 2 См.: Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском част­ном праве. СПб., 1910. С. 65.

Глава II. Происхождение юридического лица

Как отмечал Н.С. Суворов, с точки зрения римского права под фис­ком нужно понимать государство как хозяина государственного имуще­ства. Фискальное имущество стало рассматриваться как принадлеж­ность государства в лице императора. Фиск становится рядом с частны­ми лицами, подчиняется тем же правилам, подпадает суду, выступая в гражданском обороте наравне с ними, хотя и пользуется многими при­вилегиями. Сделался возможным неслыханный в период республики судебный процесс между частным лицом и казной, суд по процессам фиска сблизился с ординарной юрисдикцией по имущественным делам частных лиц1.

В классическом римском праве (от установления магистратуры пе-регринских преторов до эдикта императора Каракаллы - 242 г. до н.э. -212 г. н.э.) теоретическая база существования юридических лиц была более развитой. В эпоху принципата (30 г. до н.э. - 193 г. н.э.) государ­ству принадлежали две группы правомочий: государство как носитель государственной власти (imperium) было субъектом публичного права; как носитель частноправовых имущественных полномочий (fiscus) оно было субъектом частного права2.

Императорский престол. По мнению исследователей, обособле­ние императорского коронного имущества от императорского частного имущества стало выражением идеи, что самый императорский престол существует как постоянное юридическое учреждение, требующее столь же постоянного обеспечения определенным имуществом, субъект кото­рого есть каждый царствующий государь как таковой. Вместе с тем особая, государственная, природа фискального имущества, а также имущества императорского престола (коронного имущества императора и императрицы) проявлялась в различных отступлениях для него от норм обычного гражданского оборота, что выразилось в обширной сис­теме фискальных привилегий: имущество фиска не подлежало давно­сти; требования фиска имели преимущественное право перед другими кредиторами; фиску по его требованиям принадлежало законное за­кладное право на все имущество должника и т.д. До полного уравнения государства с частным лицом в области имущественных отношений римская юриспруденция никогда не доходила и даже никогда ясно и отчетливо не ставила государство в ряд допускавшихся ею юридиче­ских олицетворений3.

1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 189-194.

2 См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 93.

' См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 190-194; Покров­ский И.А. История римского права. С. 314-315.

§ 1. Юридические лица в римском праве

Римский род. Во времена создания республики римский род пред­ставлял собой относительно неустойчивое объединение лиц, обладаю­щее некоторыми имущественными и неимущественными правомочия­ми. Будучи коллективом или объединением всех членов рода, род обла­дал имуществом, иногда мог наследовать после своих членов. Если член рода покидал род, он не имел права требовать соответствующую квоту имущества, которое принадлежало роду на праве собственности как юридическому лицу1.

Муниципии. Прежде чем свершилось слияние эрара с фиском, произошло важное для истории юридических лиц событие - введение муниципальной системы с распространением при Юлии Цезаре римско­го гражданства на все подвластные Риму города. Как правило, это были города Латинского союза - федерации 30 городов в Центральной Ита­лии, возникшей в начале I тысячелетия до н.э. Цветущие торговые горо­да, например, греческие колонии Южной Италии - Тарент и др., обла­дали обширным имуществом и сложным хозяйством. Возможно, в гре­ческом праве эти города уже рассматривались в имущественном оборо­те как особые юридические лица. Названные города вошли в состав расширившегося римского государства как его члены с известным кру­гом общегосударственных функций, перенесенных на них волей рим­ского народа. Муниципия явилась как местная община, обособленная и получившая известную самостоятельность часть государства. Границы компетенции муниципальных и центральных государственных учреж­дений определялись особыми законами (leges municipales). Во второй половине республиканского периода муниципии становятся на одну доску с частными лицами (personae privatus, personae singularis), на них распространяется действие норм частного права. Претор, а позднее им­ператор своим эдиктом предоставлял им хозяйственную самостоятель­ность и признавал их субъектами права, подчиняя их обыкновенному гражданскому праву и гражданскому суду2.

По мере развития муниципального устройства римские юристы стали обращать внимание на то, что иногда имущество не принадлежит отдельным гражданам, а закрепляется за какой-то организацией, так что объединение в целом и отдельные его члены оказываются в отношении имущественных прав обособленными. Марциан отмечал, что театры, ристалища и тому подобное имущество принадлежат самой городской общине как некоему целому, а не отдельным ее членам, и если община имеет раба, это не значит, что отдельные граждане - члены общины

' См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 92-93.

2 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 39-40; Покровский И.А. История римского права. С. 310-311.

47


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: