военно-учебные и медицинские учреждения Министерства обороны РФ1, военные комиссариаты2.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Вместе с тем многие подразделения Вооруженных Сил РФ, которые также именуются «воинскими частями», имеют весьма неопределенный правовой статус. При этом они сплошь и рядом заключают хозяйственные и иные договоры, исполняют принятые на себя обязательства, подают иски в арбитражные суды или привлекаются в качестве ответчиков. Нередко уже при рассмотрении спора в суде высшей инстанции выясняется, что данная воинская часть не является юридическим лицом, хотя имеет все атрибуты, обычно свойственные юридическому лицу.
Судебная практика изобилует случаями прекращения дел с участием воинских частей по причине отсутствия у них прав юридического лица3. В качестве мотивировки суды обычно ссылаются на отсутствие факта государственной регистрации данной воинской части как юридического лица либо на отсутствие общего или специального законодательного акта, признающего данную разновидность подразделения Вооруженных Сил РФ юридическим лицом.
|
|
В то же время известны случаи, когда в аналогичной ситуации суд признает конкретную воинскую часть субъектом права, обнаружив у нее все признаки, свойственные юридическому лицу (ст. 48 ГК РФ).
Сходная ситуация складывается в отношении подразделений МВД*.
Как ни странно, весьма нечетко определено правовое положение многих государственных образовательных учреждений, в том числе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, созданного по Указу императрицы Елизаветы Петровны 25 (12) января 1755 г. Достаточно сказать, что Указом Президента РФ от 24 января 1992 г. № 48 (в редакции от 24 декабря 1996 г. № 1759)5 МГУ был предоставлен статус «самоуправляемого государственного высшего учеб-
' Федеральный закон «Об обороне»; Указ Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1357 «Об
утверждении Положения о Министерстве обороны Российской Федерации» // СЗ РФ.
1998. №46. Ст. 5652.
3 Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372 // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5013. 3 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от21 апреля 1998 г. № 6068/97 // Вестник ВАС
РФ. 1998. №7. "См.: Жадное В.Ю. Юридическая личность МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской
Федерации и РУОП МВД России. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1997. 5 См.: СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
Глава I. Понятие юридического лица
ного заведения», тогда как согласно нормам ст. 48, 50, 120, 296, 298 ГК РФ он является государственным учреждением, имущество которого находится в собственности Российской Федерации и передано университету на праве оперативного управления.
|
|
Устав МГУ, принятый на конференции трудового коллектива (Советом ученых советов МГУ) 2 ноября 1998 г. и зарегистрированный Московской регистрационной палатой 30 декабря 1998 г. (п. 3.2)1, воспроизвел совершенно непонятные, с точки зрения юриста, нормы п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в редакции закона от 13 января 1996 г.)2 и Федерального закона от 19 июля 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции законов от 10 июля и 7 августа 2000 г.)3: «...структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения». Эти положения противоречат нормам ГК РФ (ст. 51, 52), а потому в соответствии со ст. 3 ГК РФ не подлежат применению.
Как отмечает профессор Е.А. Суханов, в данном случае отечественный законодатель просто не смог юридически грамотно выразить мысль о том, что высшее учебное заведение, например университет, вправе наделять некоторые свои структурные подразделения правами юридического лица (учреждения), чтобы предоставить им определенную самостоятельность в имущественной сфере при сохранении полного контроля за их основной деятельностью4.
Много проблем возникает в связи с определением статуса публично-правовых образований.
Действующее российское законодательство (гл. 5 ГК РФ) считает государство, государственные и муниципальные образования самостоятельными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с физическими (гл. 3 ГК РФ) и юридическими лицами (гл. 4 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов в гражданском обороте участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ). От имени муниципальных образований действуют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК
' Архив юридического управления МГУ им. MB. Ломоносова.
2 Вестник СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341.
3 См.: СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
4 См.: Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений // Вестник ВАС РФ. 2002. № 11. С. 65-66.
34
_______ § 1. Институт юридического лица в российском праве _______
РФ). Кроме того, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).
Как полагают ведущие специалисты в области юридических лиц и права собственности, органы публичного образования (например, Федеральное Собрание, Правительство РФ и др.) сами по себе не являются субъектами правоотношений, так как действуют от имени публичного образования (Российской Федерации и др.), а поэтому у них не может быть каких-либо организационных форм1.
Между тем ряд ученых утверждают, что органы публичного образования сами являются юридическими лицами2.
В большинстве случаев аналогичная позиция поддерживается законодателем и судебной практикой. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1997 г. по делу №4051/97 определено, что Управление федерального казначейства по Самарской области является учреждением3.
Некоторые исследователи думают, что органы публичного образования являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений, имея особый статус квазиюридического лица.
|
|
Указанные теоретические разногласия приводят к тому, что на практике бывает непросто определить характер правоотношения с участием публично-правового образования и точно сказать, какие субъекты являются его участниками: само публичное образование или его органы, которые нередко тоже имеют статус юридического лица. Например, Министерство имущественных отношений РФ является юридическим
1 См.: Суханов Е.А. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений // Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. L / Отв. ред проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 1998. С. 280-293.
2 См.: Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1998. С. 141; Грось Л.А. Участие публичных образований в гражданских правоотношениях - правовых и процессуальных // Журнал российского права. 1999. № 3. С. 30-31; Комягин Д. Правовые механизмы недопущения роста задолженности бюджета // Эж-Юрист. 2000. № 10. С. 8; Кашковский О. Виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и ее ограничения // Эж-Юрист. 2000. № 20. С. 2.
3 См.: Жабреев М.В. Публично-правовые образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях. С. 211.
4 См.: Го.ювизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. № 6. С. 61-63.