Институт юридического лица в российском праве

военно-учебные и медицинские учреждения Министерства обороны РФ1, военные комиссариаты2.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Закона «Об обороне» имущество Воо­руженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хо­зяйственного ведения или оперативного управления. Вместе с тем мно­гие подразделения Вооруженных Сил РФ, которые также именуются «воинскими частями», имеют весьма неопределенный правовой статус. При этом они сплошь и рядом заключают хозяйственные и иные дого­воры, исполняют принятые на себя обязательства, подают иски в арбит­ражные суды или привлекаются в качестве ответчиков. Нередко уже при рассмотрении спора в суде высшей инстанции выясняется, что дан­ная воинская часть не является юридическим лицом, хотя имеет все ат­рибуты, обычно свойственные юридическому лицу.

Судебная практика изобилует случаями прекращения дел с участи­ем воинских частей по причине отсутствия у них прав юридического лица3. В качестве мотивировки суды обычно ссылаются на отсутствие факта государственной регистрации данной воинской части как юриди­ческого лица либо на отсутствие общего или специального законода­тельного акта, признающего данную разновидность подразделения Воо­руженных Сил РФ юридическим лицом.

В то же время известны случаи, когда в аналогичной ситуации суд признает конкретную воинскую часть субъектом права, обнаружив у нее все признаки, свойственные юридическому лицу (ст. 48 ГК РФ).

Сходная ситуация складывается в отношении подразделений МВД*.

Как ни странно, весьма нечетко определено правовое положение многих государственных образовательных учреждений, в том числе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, созданного по Указу императрицы Елизаветы Петровны 25 (12) января 1755 г. Достаточно сказать, что Указом Президента РФ от 24 января 1992 г. № 48 (в редакции от 24 декабря 1996 г. № 1759)5 МГУ был пре­доставлен статус «самоуправляемого государственного высшего учеб-

' Федеральный закон «Об обороне»; Указ Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1357 «Об

утверждении Положения о Министерстве обороны Российской Федерации» // СЗ РФ.

1998. №46. Ст. 5652.

3 Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372 // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5013. 3 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от21 апреля 1998 г. № 6068/97 // Вестник ВАС

РФ. 1998. №7. "См.: Жадное В.Ю. Юридическая личность МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской

Федерации и РУОП МВД России. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1997. 5 См.: СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.

Глава I. Понятие юридического лица

ного заведения», тогда как согласно нормам ст. 48, 50, 120, 296, 298 ГК РФ он является государственным учреждением, имущество которого находится в собственности Российской Федерации и передано универ­ситету на праве оперативного управления.

Устав МГУ, принятый на конференции трудового коллектива (Сове­том ученых советов МГУ) 2 ноября 1998 г. и зарегистрированный Мос­ковской регистрационной палатой 30 декабря 1998 г. (п. 3.2)1, воспроиз­вел совершенно непонятные, с точки зрения юриста, нормы п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в редакции закона от 13 января 1996 г.)2 и Федерального закона от 19 июля 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции законов от 10 июля и 7 августа 2000 г.)3: «...структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полно­стью или частично правомочиями юридического лица в порядке, преду­смотренном уставом высшего учебного заведения». Эти положения про­тиворечат нормам ГК РФ (ст. 51, 52), а потому в соответствии со ст. 3 ГК РФ не подлежат применению.

Как отмечает профессор Е.А. Суханов, в данном случае отечест­венный законодатель просто не смог юридически грамотно выразить мысль о том, что высшее учебное заведение, например университет, вправе наделять некоторые свои структурные подразделения правами юридического лица (учреждения), чтобы предоставить им определен­ную самостоятельность в имущественной сфере при сохранении полно­го контроля за их основной деятельностью4.

Много проблем возникает в связи с определением статуса публич­но-правовых образований.

Действующее российское законодательство (гл. 5 ГК РФ) считает государство, государственные и муниципальные образования самостоя­тельными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с физическими (гл. 3 ГК РФ) и юридическими лицами (гл. 4 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов в гражданском обороте участвуют органы государственной власти в рамках их компе­тенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ). От имени муниципальных образований действуют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установ­ленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК

' Архив юридического управления МГУ им. MB. Ломоносова.

2 Вестник СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341.

3 См.: СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.

4 См.: Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений // Вестник ВАС РФ. 2002. № 11. С. 65-66.

34

_______ § 1. Институт юридического лица в российском праве _______

РФ). Кроме того, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образова­ний, по их специальному поручению от их имени могут выступать госу­дарственные органы, органы местного самоуправления, а также юриди­ческие лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

Как полагают ведущие специалисты в области юридических лиц и права собственности, органы публичного образования (например, Феде­ральное Собрание, Правительство РФ и др.) сами по себе не являются субъектами правоотношений, так как действуют от имени публичного образования (Российской Федерации и др.), а поэтому у них не может быть каких-либо организационных форм1.

Между тем ряд ученых утверждают, что органы публичного обра­зования сами являются юридическими лицами2.

В большинстве случаев аналогичная позиция поддерживается за­конодателем и судебной практикой. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1997 г. по делу №4051/97 определено, что Управление федерального казначейства по Самарской области является учреждением3.

Некоторые исследователи думают, что органы публичного образо­вания являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений, имея особый статус квазиюридического лица.

Указанные теоретические разногласия приводят к тому, что на практике бывает непросто определить характер правоотношения с уча­стием публично-правового образования и точно сказать, какие субъекты являются его участниками: само публичное образование или его орга­ны, которые нередко тоже имеют статус юридического лица. Например, Министерство имущественных отношений РФ является юридическим

1 См.: Суханов Е.А. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотноше­ний // Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. L / Отв. ред проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 1998. С. 280-293.

2 См.: Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. Т.И. Илларио­новой, Б. М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1998. С. 141; Грось Л.А. Участие публичных образований в гражданских правоотношениях - правовых и процессуальных // Журнал российского права. 1999. № 3. С. 30-31; Комягин Д. Правовые механизмы недопущения роста задолженности бюджета // Эж-Юрист. 2000. № 10. С. 8; Кашковский О. Виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и ее ограничения // Эж-Юрист. 2000. № 20. С. 2.

3 См.: Жабреев М.В. Публично-правовые образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях. С. 211.

4 См.: Го.ювизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государ­ственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. № 6. С. 61-63.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: