черкивали, что за деликты своих представителей община не отвечает, ибо не может действовать со злым умыслом1.
Коллегии. Новая постановка городов в области отношений частного права отразилась на других союзных образованиях, известных римской юридической жизни под именем коллегий, идея юридического олицетворения которых в смысле субъектов гражданского права начала разрабатываться юриспруденцией не раньше конца республиканского периода. Какова бы ни была историческая последовательность появления в римской жизни муниципий и коллегий, в каком бы отношении ни стояла организация коллегий к муниципальному строю, в качестве субъектов в гражданском обороте первыми выступают муниципии, и лишь по их образцу складывается гражданская правоспособность других корпораций.
Исследователи полагают, что все вольные союзы, когда-либо существовавшие в Риме, носили публичный характер и возникли на почве публичного права. Одно из центральных мест в римской жизни занимали религиозные коллегии. Официальными религиозными коллегиями были только коллегии жрецов, состоявших при том или другом храме, к которым не были отнесены общины верующих. Напротив, gentes, so-dalitates и религиозные коллегии перегринов были корпорациями в том смысле, что для всех членов их существовала обязанность посещения установленных жертвенных собраний в определенных помещениях2.
|
|
Помимо отправления культа, древнейшими функциями жреческих коллегий, в частности коллегии понтификов (верховных жрецов), были: ведение календаря, определение присутственных и неприсутственных дней в публичных организациях, распределение бюджета общины, участие в процедуре посвящения богам домов и храмов, земельных участков, а также осуществление правосудия и толкование законов. По мнению Теодора Момзена, римский народ привык обращаться к понтификам за разъяснениями всяких недоразумений не только по вопросам религии, но и по юридическим казусам. В среде своей коллегии понтифики выработали те юридические традиции, которые лежат в основе римского частного права3.
Как пишет И.П. Грешников, жреческие коллегии, которые образовались задолго до того, как сложилось римское общество, появилось государство и оформилось право, выступили прообразами общественных организаций. Причем жреческие коллегии послужили ядром, во-
' См.: Покровский И.А. История римского права. С. 311.
2 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 41-44, 198-199, 224;
Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном
праве. С. 280.
1 См.: Момзен Т. История Рима. В 5 т. Т. 1. М, 1994. С. 372.
|
|
Глава П. Происхождение юридического лица
круг которого из рядовых общин сформировался народ Рима как субъект и гражданское общество, из сакральных таинств понтификов возникло само право. Именно коллегии жрецов объединили существовавший в Риме институт суда, элементы аналогичных египетских и греческих институтов, законодательство греческих полисов и создали стройную, отлаженную, непротиворечивую систему, абстрагированную от конкретного социума и государственного образования1.
Во времена республики юридическое положение религиозных коллегий как собственников было неясным. Коллегиям издревле приписывалось обладание недвижимостями и рабами, существовала особая жреческая касса (area). Между тем недвижимости, которыми наделялись храмы, рассматривались как составные части государственной земли (agri publici), владение и пользование ими предоставлялось жрецам на тех же основаниях, на которых гражданам предоставлялось обладание государственной землей для отправления публичного культа (rerum sa-crarum causa). Народу принадлежала обособленная государственная касса (area pontificum), выделенная из народного эрара для отправления публичных культов (sacra publica).
Управление имуществом, предоставленным храмам и коллегиям (аренда земли, ремонт зданий и т.п.), находилось в ведении государственных должностных лиц. Наконец, жреческие коллегии не могли сами приобретать имущество и вступать в обязательства, т.е. не имели существенных прав, благодаря которым союз становился субъектом гражданского права. Вещи, посвященные божеству, исключались из гражданского оборота, так что принадлежность ему этой вещи скорее отрицала человеческое право на эти вещи, нежели приобретала характер господства собственника над принадлежащей ему вещью. Н. С, Суворов полагал, что в голове римского юриста III в. н.э. могла быть идея религиозного учреждения, видимым носителем которого является коллегия жрецов, состоящая при храме данного божества. Таким образом, для классической римской юриспруденции юридическое лицо представлялось как союз лиц2.
При этом римские юристы отмечали факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам физических лиц, а целой организации, имеющей самостоятельное бытие, независимое от бытия отдельных ее членов. Например, До-миций Ульпиан, сочинениям которого была придана обязательная юридическая сила, писал, что право требования совокупности членов объединения не есть право требования каждого отдельного члена; долг этой
§ 1. Юридические лица в римском праве
совокупности не есть долг каждого отдельного члена. Кредитором и должником перед третьими лицами выступает совокупность, но не отдельный член союза1.
К религиозным коллегиям относятся похоронные коллегии (collegia funeratitia), ибо местам погребения римляне придавали религиозный характер. Члены этих коллегий собирались раз в месяц для сбора членских взносов, составляющих общую кассу коллегии, из которой в случае смерти одного из членов выдавалась денежная сумма (funeratitium) для покрытия издержек погребения.
Для религиозных союзов (collegia sodalitia) религиозная цель служила только предлогом. По мнению ученых, они были клубами для общественного развлечения, а в конце республиканского времени сделались политическими клубами для поддержания кандидатуры того или иного лица, хорошо оплатившего эту поддержку. Вследствие этого религиозные союзы стали источником смут и опасностей для правительства, которое их запретило2.
В императорское время и позднее, в постклассическую эпоху, образовались наследственные цехи, члены которых вместе с их потомками обязаны были отправлять известное ремесло как повинность в пользу государства, которое за это освобождало их от несения других тягот. Таковы были коллегии ремесленников, хлебопеков и булочников (pis-tores), корабельщиков (navicularii) в Риме и провинциях. Обязательная наследственная служба корабельщиков тяготела над их имуществом, даже если оно переходило путем универсального или сингулярного преемства к лицам, не принадлежащим к корпорации. Коллегии, которые не были прямо учреждены правительством, а образовались самими ремесленниками, благодаря единству ремесленной или промышленной специальности, приобретали тот же принудительный характер.
|
|
Коллегии или декурии подчиненного служебного персонала также имели права юридического лица3.
С течением времени количество этих союзных образований возрастало. Законами XII таблиц (V в. до н.э.) корпорациям - коллегиям (collegium) и союзам (universitas) было разрешено самим определять свои внутренние отношения. Каждая корпорация принимала устав, на основе которого ее члены строили отношения друг с другом. Корпорация была независима от смены отдельных ее членов. Отдельные участ-
' См.: Грешников ИЛ. Субъекты гражданского права. С. 16-17. 2 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 41-43, 198-201.
' Ulp. D. 36.1.1.15 (см.: Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. С. 395); D. 3.4.7.1-2 (см.: Новицкий И.Б. Римское право. С. 59).
2 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 201-203.
3 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 203-205; Пухан И., Поленак-Аюшовская М. Римское право. С. 95-96.
5/
Глава II. Происхождение юридического лица
ники вступали в союз и выбывали из него, но союз при этом сохранялся как единое целое. Говоря о независимости существования корпорации от смены отдельных его членов, юрист Алфен сравнивал корпорацию с кораблем, на котором можно заменить все или отдельные составные части, но при этом корабль будет все тот же1.
Очевидно, что существование любой организации невозможно без наличия у нее имущества, посвященного целям организации. Поэтому члены религиозного союза делали ежемесячные взносы в его пользу, по мере надобности устанавливали имущественные взносы для удовлетворения той или иной потребности союза. Юридически это имущество не являлось собственностью союза, а принадлежало отдельным его членам. Однако пока существовал союз, эта собственность была неделимой, а выбывающий из него участник не имел права требовать себе доли имущества объединения. В случае прекращения союза имущество делилось между последним составом его членов.
|
|
Еще задолго до осознания в законодательстве этого явления корпорации, союзы и товарищества стали рассматриваться как самостоятельные субъекты права, владеющие имуществом, обособленным от имущества их участников. Но только во времена принципата профессиональные союзы (universitas), частные корпорации (collegium) и религиозные объединения были наделены правами юридического лица2.
Товарищества. Широкое распространение в римском праве получили договоры товарищества, по которым двое или несколько лиц объединялись для осуществления известной хозяйственной цели, ведения совместными силами торговли или промысла. Договор заключался между лицами, желающими сообща построить дом или снарядить для торговли за морем корабль. Они участвовали в общем деле имущественным вкладом или своим трудом либо сочетанием имущественного взноса с личными услугами. Прибыль и убытки от ведения дела распределялись между товарищами поровну либо в предусмотренных договором долях. Обычно соглашение составлялось на определенный срок и прекращалось по истечении этого срока либо после достижения поставленной цели. Существовали и товарищества на неопределенный срок3.
В классическом римском праве различались два вида товариществ:
1) товарищества по совместному проживанию и совместной деятельности, участники которых договаривались об общности всего на-
1 D. 5.1.76 (см.: Новицкий И.Б. Римское право. С. 59).
2 См.: Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. С. 329-332,451 ^t54.
'См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М„ 1996. С. 467.
52
§ 1. Юридические лица в римском праве
стоящего и будущего имущества и о разделении между собой всего, чем они обладали. Как правило, договор возникал между членами одной семьи (сособственниками, сонаследниками). Эти соглашения стали прообразом так называемых гражданских товариществ или договоров о совместной деятельности, не имеющих предпринимательского характера;
2) производственные товарищества, участники которых объединяли часть собственного имущества для выполнения определенной работы либо ведения совместной хозяйственной деятельности и получения общих доходов. Подобные договоры заключались между купцами или ремесленниками для совместного ведения торговли, промысла либо иной доходной деятельности. Так образовывались различные промышленные и торговые товарищества (societas).
Особое значение в Древнем Риме имели товарищества публиканов (откупщиков). Публиканами назывались лица, которые на основании договора (location, rendition) брали у государства в аренду или на откуп какой-либо род государственных доходов на срок от трех до 100 лет. Они вносили вперед определенный залог (praedes, subsignatio praediarum) и несли перед государством неограниченную имущественную ответственность. Подобное предприятие требовало больших денежных затрат, поэтому лица, заключившие такой договор с государством, обычно объединялись в товарищества (societates vectigalium publicorum). В состав товарищества входили полные товарищи (socii), которые несли полную ответственность, и вкладчики, отвечавшие только суммой внесенного в предприятие вклада (participes или affines). Товарищество возглавлял манцепс (manceps). По некоторым источникам, во главе товарищества публиканов стоял директор (magister), имевший в провинциях вице-директоров (promagistri) и целый персонал подчиненных должностных лиц.
Наивысшего процветания товарищества публиканов достигли в конце республиканского периода. Необходимость придать им юридическую устойчивость привела к выделению этих товариществ из ряда обыкновенных договорных товариществ и признанию за ними прав юридического лица. При заключении договоров с государством manceps должен был действовать уже не от своего имени, а во имя корпорации. В отличие от обычного гражданского товарищества, которое рассматривалось как союз лиц, основанный на доверии друг к другу, а потому прекращающийся во всех случаях смерти или выхода одного из товарищей, бытие товарищества публиканов стало признаваться независимым от смены отдельных членов. Пай умершего товарища на основании решения товарищей переписывался на имя наследника, который стано-
' См • Пухан И. Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 266-267.
53
Глава II. Происхождение юридического лица
вился новым товарищем. Возможно, что паи имели известную рыночную стоимость и могли переходить из рук в руки, подобно нынешним акциям1.
Как видим, товарищества публиканов явились прообразом современных нам коммандитных товариществ.
Первоначально товарищества не признавались самостоятельными субъектами права. Они не могли совершать сделки, заключать договоры, выступать в гражданском процессе, искать и отвечать. Обособление имущества товарищества от его членов имело значение лишь для внутренних, но не внешних отношений. Так, юридическая личность товарищества публиканов и принцип ограниченной ответственности товарищества его обособленным имуществом признавались лишь в отношениях товарищей с третьими лицами, но не с государством. До самых поздних времен казна считала ответственными перед собою отдельных публиканов и производила взыскание с манцепса, отвечавшего пред нею всем своим имуществом, и с поручителей-praedes, которые отвечали своими praedia.
Для посторонних лиц сделка, совершенная одним из участников в интересах товарищества, была лишь сделкой данного гражданина, который являлся по ней управомоченным и обязанным лицом. Поэтому в отношениях с третьими лицами товарищи были вынуждены выступать сообща, совместно заключая различные сделки и подписывая договоры. В обороте фигурировали все или часть наличных членов организации, а последствия совершенных ими юридических действий касались только их самих. Это было неудобно для всех участников сделок.
Торговые товарищества особенно нуждались в признании их субъектами права. Внутренние отношения в товариществах, участники которых длительное время занимались совместной коммерческой деятельностью, были рассчитаны на обособленность общего имущества от имущества отдельных товарищей и на независимость существования объединения от смены отдельных членов. Между тем смерть или выход одного из участников товарищества влекли за собой прекращение товарищества, а выходящий участник получал свою долю в общем имуществе.
Когда форма товарищества начала широко применяться для организации торговых предприятий, то характер предприятия как единого целого стал отражаться на построении товарищества. Оборот желал здесь видеть и с внешней стороны определенное единство. Кредиторы товарищества получали преимущественное право перед кредиторами
§ 1. Юридические лица в римском праве
1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 205-211; Тарасов И. Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000. С. 82-83; Каминка А.И. Акционерные компании. Т. 1. С. 58-81.
54
отдельных товарищей на удовлетворение из капиталов товарищества. Уполномоченный товарищества без доверенности считался его представителем. Претензии к товариществу направлялись по адресу его конторы, а не по месту нахождения отдельных товарищей. Наконец, товарищество стало выступать в обороте под собственным именем (фирмой) как единое предприятие1.
Церковные учреждения. Распространение христианства привело к возникновению христианских общин как субъектов права. По мнению исследователей, первая христианская община возникла в Иерусалиме. В периоды гонения христиан римской властью христианская община в каком-либо городе могла легитимировать себя перед правительством в форме похоронной коллегии, позволенной императорскими законами. Вместе с тем историки свидетельствуют, что в спокойные периоды христианские общины существовали как таковые и даже имели недвижимое имущество, принадлежавшее именно общине, а не составляющим ее физическим лицам.
При христианских императорах церковные учреждения в лице их администраторов стали рассматриваться как юридические лица. По законодательству императора Юстиниана, кроме епископской церкви, которая первоначально была единственным церковным институтом с правами юридического субъекта в лице своего епископа, к юридическим лицам причислялись церкви вообще, монастыри и богоугодные заведения. В римско-христианском государстве центром, объединяющим церковное имущество, была императорская власть, включившая церковь в римское публичное право. Следуя научной терминологии своего времени, законодатель называл религиозные и богоугодные учреждения коллегиями или союзами, но в действительности качество юридического субъекта связывалось не с корпорацией как союзом лиц в древнеримском смысле, а с теми органами, которые получали полномочие от церковного правительства заведовать делами религиозных и богоугодных учреждений. Епископ, дающий религиозную санкцию духовному учреждению, предоставлял ему и публичную санкцию по воле императора, каковая могла быть поддержана в силе гражданским магистратом.
С распространением христианства и признанием его государственной религией была создана почва для возникновения самостоятельных учреждений. Прежде всего гражданской правоспособностью были наделены церковные учреждения (ecclesiae). Отдельные церкви получили право приобретать имущество и наследовать по завещаниям, быть кре-
1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 212; Ельяшевич В.Б. Юри-дическре лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. С. 451-454.
55
Глава II. Происхождение юридического лица
диторами, выступать стороной в суде и т.д. Сверх того, наряду с фиском они получили различные привилегии. Впоследствии правоспособными признаются частные благотворительные учреждения (госпитали, приюты и пр.), ибо они находились под наблюдением церковных властей (епископов). Эти благотворительные учреждения, обозначаемые выражениями piae causae, pia corpora, venerabiles domus («благочестивые, почтенные собрания») являлись самостоятельными юридическими субъектами1.
«Лежачее» наследство. «Лежачее», т.е. открывшееся, но еще не принятое наследство (hereditas jacens), также рассматривалось в качестве своеобразного юридического лица. Римские юристы допускали, что умершее лицо, существовавшее в действительности и оставившее неизгладимый след своей личности в имуществе, имущественных отношениях, завязанных им при жизни, на короткое время предполагается как бы еще живым в интересах имеющего намерение занять его место наследника2.
Создание юридических лиц. Древнее право связывало учреждение юридического лица с самим фактом наличия сообщества, создания объединения и принятия его установлений. Свобода образования сообществ не ограничивалась, их деятельность только регламентировалась. Созданное сообщество существовало до тех пор, пока его деятельность не входила в противоречие с общественным порядком.
В классическом римском праве юридические лица в публичном праве учреждались на основании решения соответствующих государственных органов: закона, эдикта, сенатусконсульта и т.п. На основании международного договора о союзничестве учреждались новые самоуправляющиеся единицы. В частном праве юридические лица учреждались по решению государственных органов либо по инициативе частных лиц. Со времен Цезаря и Августа (Les Julia de collegiis - середина I в. до н.э.) для учреждения частных юридических лиц по инициативе не менее трех римских граждан стало необходимым получение предварительного согласия государственных органов, которое могло быть общим, если учреждалось типическое юридическое лицо (похоронная коллегия), или специальным3.
Таким образом, в классическом праве автономная система создания юридических лиц сменилась концессионной.
' См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 212-218; Он же. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. С. 416-419; Покровский И.А. История римского права. С. 315-316.
2 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 218-219.
3 См.: Пухан Я., Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 4-5, 93-94.