В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. Образование — это фундаментальная основа создания у учащихся реальных представлений о ценностях человека в различных жизненных сферах. Использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей способствует совершенствованию системы образования.
В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов школьников.
Организация качественного процесса обучения предполагает:
· подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;
· свободное ориентирование в многообразных информационных потоках, компьютерную и правовую грамотность;
· формирование гражданской позиции, умение противостоять негативным явлениям в общественной жизни, приоритет здорового образа жизни;
|
|
· готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики страны;
· непрерывное обновление знаний и профессиональных умений в течение всей жизни.
Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.
Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование следующих психолого-педагогических принципов: принципа гуманизма, принципа личностного подхода в группе, коллективе, принципа ведущей деятельности, принципа системного подхода, принципа инициативы и социальной активности, принципа целостности и комплексного подхода
· принцип гуманизма (забота, предупредительность, стремление помочь в беде);
· принцип личностного подхода в группе, коллективе (принадлежность личности к группе, принятие её основных ценностей);
· принцип ведущей деятельности (определение деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности);
· принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности);
· принцип инициативы и социальной активности (самодеятельность учащегося, самоуправление);
· принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания).
|
|
Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.
Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:
1. Предъявление ценностей человеку.
2. Осознание личностью ценности.
3. Принятие ценности.
4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.
5. Закрепление ценности в статусе качества личности.
6. Актуализация ценности в жизненных ситуациях.
В учреждениях образования велика потребность в педагогах, готовых в своей профессиональной деятельности на основе свободного самоопределения, деятельность которых направлена на реализацию общечеловеческой сущности образования и воспитания, способствуя:
- укреплению связей и отношений между людьми через организацию их взаимодействия в событийных общностях;
- становлению и развитию неповторимой индивидуальности каждого участника путем создания условий для его самообразования и самореализации;
- обеспечению преемственности между поколениями через воспроизводство лучших образцов человеческой культуры и организацию присвоения их учащимся;
- прорыву в будущее через создание образовательной среды, инициирующей поиск новых способов мышления и деятельности.