Познание как ценность

Любое образовательное учреждение имеет своей целью преж­де всего обучать и образовывать подрастающее поколение стра­ны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, бу­дет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание. Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной универсалии — знания. В определенной степени ценность познания синонимична цен­ности образования, если понимать его не только как обучение в различных учебных заведениях или как социальный институт, формирующий социально-профессиональные структуры и работ­ников, владеющих необходимыми знаниями и навыками. Цен­ностный аспект образования, прежде всего, есть процесс станов­ления и развития целостной системы представлений личности о мире, дающей возможность ориентироваться в окружающем социуме и осуществлять жизнедеятельность. Образование есть результат сложного взаимодействия личности, социума и куль­туры, воплощенный в определенном уровне усвоенных система­тизированных знаний, умений, навыков, в определенном уров­не культуры и образованности.

Направленность педагогических усилий на формирование у учащихся восприятия познания (образования) как ценности яв­ляется целесообразной именно в силу того, что понимание субъек­том познания (знания, образования) именно в таком ключе яв­ляется ярким свидетельством его общей направленности на раз­витие. Необходимо, чтобы у учащихся была воз­можность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обуче­ния и желание образовывать себя.

Ценность знания формируется в условиях познавательной де­ятельности, в процессе познания. При этом необходимо знать, создаются ли педагогические условия, при которых ученик чув­ствует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаружи­вает ли он новое и неизвестное в знакомой ему информации, испытывает ли он радость от получения интересной и важной для него информации, вовлекается ли он в исследование и экс­перимент, вычленяет ли простейшие закономерности и осознает ли их характер? Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в про­цессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, вели­чия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником (активным действующим лицом, субъектом) позна­вательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.

Образовательную систе­му школы следует ориентировать на обеспечение максимального проявления названных аспектов в деятельности учащихся:

Эмоциональный аспект проявляется в избирательном отно­шении к познавательной деятельности, когда процесс познания, процесс освоения знаний сопровождается определенной эмоци­ональной окраской (положительным или отрицательным харак­тером эмоций) и выражается определенной степенью проявле­ния этих эмоций. Если познавательная (интеллектуальная, ум­ственная) деятельность эмоционально принимается личностью, вызывает интерес, удовольствие и другие позитивные эмоции, то следует говорить о ценности процесса познания для данного человека.

Когнитивный аспект ценностного восприятия процесса позна­ния заключается в его осмысленности личностью и отчетливом, ясном представлении о познании как о важной стороне челове­ческой жизни. Иными словами, ценностью для личности может быть только то, о чем есть содержательное представление.

Поведенческий аспект предполагает проявление избирательного отношения к процессу познания, когда ценность какого-либо знания или познания в целом определяет поступки и конкретные действия личности. Познание является для лично­сти ценностью в том случае, когда личность руководствуется по­знанием в своей деятельности, если сама деятельность личности направлена на узнавание нового в различных жизненных сфе­рах, на поиск новых возможностей в себе. [6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: