Личность как ценность

Ведущей ценностью современного об­разования является гуманизация, призванная способствовать раз­витию опыта гуманистических отношений у всех участников образовательного процесса (на основе признания гуманизма в ка­честве общечеловеческой ценности).

Гуманизация предполагает принятие в качестве главной в пе­дагогической деятельности и образовательной среде такой цен­ности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций — «Я - ценность» и «Другой - ценность», а проявляется в двух взаимосвязанных планах — в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

«Я-ценность». Если человек осознает себя как ценность, то «он прояв­ляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый инди­вид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя (по К. Роджерсу). Главным содержанием личности следует считать постоянно ме­няющуюся, гибкую систему, неустойчивую сущность – «Я». Именно поэтому люди, по мнению К. Роджерса, не просто способны к личностному развитию и росту, — такая тенденция является для них естественной и преобладающей.[13] Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию — самовыражение, активизацию всех воз­можностей собственного организма, самостоятельность, лично­стный рост. Представляется очень важным в условиях соответ­ствующей образовательной среды ввести в действие мотивационно-потребностный механизм самостоятельности личности ученика, то есть стимулировать потребности учащихся в само­познании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.

Наличие у школьника позиции «Я - ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся.

Позиция субъекта проявляется в том, что человек не только отвечает на внешние воздействия среды, но и сознательно регу­лирует, контролирует, видоизменяет влияние этих воздействий и собственное поведение. Каждый из названных ниже компонентов активности поясняет нам различ­ного рода следствия позиции, при которой человек осознает себя как безусловную ценность.

Когнитивный компонент активности личности направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, вне­шности, социальной значимости. Эмоциональный компонент вли­яет на формирование самоуважения, самолюбия. Оценочно-воле­вой компонент выражается в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и авторитет у окружающих людей, добиться признания в обществе. Мотивационный компонент выражается в осознанном выборе определенной линии поведения, в понима­нии ответственности за последствия своего выбора. И, наконец, поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону актив­ности, ее проявление в ситуациях взаимодействия с другими людьми, поскольку активность личности (то есть позиция субъек­та) всегда сопряжена со свободным моральным выбором.

Каждый из этих компонентов предполагает наличие соответ­ствующего ему педагогического аспекта в плане формирования ценности «Я» у школьников разных возрастов. Объективной ос­новой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.

Отношение к себе как к безусловной ценности — это тот пси­хологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отно­шение к себе мотивирует социальное поведение. Подчеркнем, что одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечива­ется потребность каждого ребенка в формировании чувства дос­тоинства, базирующегося на развитии собственной индивиду­альности и осознании ценности своей личности.

«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и цен­ностное восприятие другого человека как личности. «Личность — это не только индивидуальность, осознающая себя как нечто це­лое и единственное в своем роде, но это также и обращенность к другому и восприятие себя как ответственного представителя че­ловечества». [7 стр. 122]

Социально-психологические аспекты обращенности человека к другому человеку в процессе развития его личности базируются на специфической социально-генерирован­ной потребности в общении и признании. Эти аспекты выража­ются в восприятии другого человека как ценности, в особом цен­ностном отношении к другому человеку как к личности (инди­видуальности).

Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установив­шиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к дру­гому предполагает интерес к содержательной стороне его лично­сти, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.

Признание ценности другого человека проявляется как соци­альная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопере­живания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное по­ведение с побуждениями и поведением других людей. Так во вза­имоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, спо­собы оценивания.

Восприятие других людей с позиции их личностной значимо­сти способствует взаимному всестороннему обогащению друг дру­га, нацеливая на индивидуальный подход к каждому, на приня­тие как индивидуальных, так и коллективных (групповых) цен­ностей.

Позиция «Другой - ценность» имеет особый социальный смысл и влияет на уровень социализации подростков и молодежи, на успех их адаптации в социуме, так как готовность к сотрудниче­ству позволяет именно во взаимодействии с людьми в наиболь­шей степени реализовать свой личностный потенциал, обрести опыт социального функционирования и обеспечить себе продви­жение по социальной лестнице. Педагогические усилия учителям следует направлять на формирование у школьников социального ориентирования на точку зрения другого человека и его эмоцио­нальное состояние. Следует создавать условия для осознания че­ловеком значимости другого человека и осознания причастности к поступкам окружающих людей, для сопереживания и взаимо­понимания в межличностном взаимодействии.

На признании ценности собственного «Я» базируется успех процесса индивидуализации; осознание ценности личности дру­гого человека способствует успеху социализации. Эти неразрыв­но связанные между собой компоненты единого процесса лич­ностного развития содействуют тому, что личность, осознаю­щая собственную ценность и ценность другого человека, активно организует свою жизнь и стремится к реализации всей глубины своей индивидуальности. Конечно, процесс самопознания неоднороден на разных воз­растных этапах. Сначала он происходит на основе непосредствен­ного восприятия общих характеристик других людей, их поведе­ния, а затем все в большей мере приобретает характер опосредо­ванных суждений при опоре на социальные нормы и ценности. Но основной путь самопознания — это активное участие в раз­личных формах общественной деятельности и общение с после­дующей рефлексией, анализом собственных мотивов, способно­стей, умений.

Именно в этом направлении следует решать вопрос орга­низации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоре­чия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодей­ствия. Именно при совершении тех или иных действий и поступ­ков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: