Ведущей ценностью современного образования является гуманизация, призванная способствовать развитию опыта гуманистических отношений у всех участников образовательного процесса (на основе признания гуманизма в качестве общечеловеческой ценности).
Гуманизация предполагает принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций — «Я - ценность» и «Другой - ценность», а проявляется в двух взаимосвязанных планах — в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.
«Я-ценность». Если человек осознает себя как ценность, то «он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя (по К. Роджерсу). Главным содержанием личности следует считать постоянно меняющуюся, гибкую систему, неустойчивую сущность – «Я». Именно поэтому люди, по мнению К. Роджерса, не просто способны к личностному развитию и росту, — такая тенденция является для них естественной и преобладающей.[13] Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию — самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Представляется очень важным в условиях соответствующей образовательной среды ввести в действие мотивационно-потребностный механизм самостоятельности личности ученика, то есть стимулировать потребности учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.
Наличие у школьника позиции «Я - ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся.
Позиция субъекта проявляется в том, что человек не только отвечает на внешние воздействия среды, но и сознательно регулирует, контролирует, видоизменяет влияние этих воздействий и собственное поведение. Каждый из названных ниже компонентов активности поясняет нам различного рода следствия позиции, при которой человек осознает себя как безусловную ценность.
Когнитивный компонент активности личности направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Эмоциональный компонент влияет на формирование самоуважения, самолюбия. Оценочно-волевой компонент выражается в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и авторитет у окружающих людей, добиться признания в обществе. Мотивационный компонент выражается в осознанном выборе определенной линии поведения, в понимании ответственности за последствия своего выбора. И, наконец, поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону активности, ее проявление в ситуациях взаимодействия с другими людьми, поскольку активность личности (то есть позиция субъекта) всегда сопряжена со свободным моральным выбором.
Каждый из этих компонентов предполагает наличие соответствующего ему педагогического аспекта в плане формирования ценности «Я» у школьников разных возрастов. Объективной основой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.
Отношение к себе как к безусловной ценности — это тот психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Подчеркнем, что одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности.
«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности. «Личность — это не только индивидуальность, осознающая себя как нечто целое и единственное в своем роде, но это также и обращенность к другому и восприятие себя как ответственного представителя человечества». [7 стр. 122]
Социально-психологические аспекты обращенности человека к другому человеку в процессе развития его личности базируются на специфической социально-генерированной потребности в общении и признании. Эти аспекты выражаются в восприятии другого человека как ценности, в особом ценностном отношении к другому человеку как к личности (индивидуальности).
Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.
Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопереживания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное поведение с побуждениями и поведением других людей. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания.
Восприятие других людей с позиции их личностной значимости способствует взаимному всестороннему обогащению друг друга, нацеливая на индивидуальный подход к каждому, на принятие как индивидуальных, так и коллективных (групповых) ценностей.
Позиция «Другой - ценность» имеет особый социальный смысл и влияет на уровень социализации подростков и молодежи, на успех их адаптации в социуме, так как готовность к сотрудничеству позволяет именно во взаимодействии с людьми в наибольшей степени реализовать свой личностный потенциал, обрести опыт социального функционирования и обеспечить себе продвижение по социальной лестнице. Педагогические усилия учителям следует направлять на формирование у школьников социального ориентирования на точку зрения другого человека и его эмоциональное состояние. Следует создавать условия для осознания человеком значимости другого человека и осознания причастности к поступкам окружающих людей, для сопереживания и взаимопонимания в межличностном взаимодействии.
На признании ценности собственного «Я» базируется успех процесса индивидуализации; осознание ценности личности другого человека способствует успеху социализации. Эти неразрывно связанные между собой компоненты единого процесса личностного развития содействуют тому, что личность, осознающая собственную ценность и ценность другого человека, активно организует свою жизнь и стремится к реализации всей глубины своей индивидуальности. Конечно, процесс самопознания неоднороден на разных возрастных этапах. Сначала он происходит на основе непосредственного восприятия общих характеристик других людей, их поведения, а затем все в большей мере приобретает характер опосредованных суждений при опоре на социальные нормы и ценности. Но основной путь самопознания — это активное участие в различных формах общественной деятельности и общение с последующей рефлексией, анализом собственных мотивов, способностей, умений.
Именно в этом направлении следует решать вопрос организации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоречия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодействия. Именно при совершении тех или иных действий и поступков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.