Младшая группа

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Предлагаемая мониторинговая система имеет прогностический характер, то есть помога­ет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический харак­тер, поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные монито­ринговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограни­ченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенден­ций развития (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 3-4 лет планируемых итого­вых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образо­вания на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных ка­честв, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Форма и процедура мониторинга. Мониторинговая процедура предполагает, что мони­торинг качества В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ре­бенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств по­зволяет составить комплексное объективное представление о сформированности интегративных качеств, которые и являются критериями характера реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

В процессе обсуждения представленных данных делается вывод о соот­ветствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения плани­руемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном ко­личестве баллов. Низший уровень - 1 балла, низкий - 2 балла, средний – 3 балла, высо­кий - 4 балла.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо­вательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низ­кому и низшему - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потреб­ностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА

«ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ, ОВЛАДЕВШИЙ ОСНОВНЫМИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ»

Уровень Владение основными культурно-гигиеническими навыками Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур Сформированность основных движений и физических качеств Сформированность потребности в двигательной активности Сформированность представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) Соблю­дение элемен­тарных правил ЗОЖ
Высо-кий Основные навыки (одевается и обувается, расстегивает застежки-молнии, пуговицы, кнопки, ест, правильно держа ложку, пьет из чашки) сформированы, выполняет качественно, испытывает удовольствие от результата Выполняет самостоятельно (одевается, раздевается, ест, пьет из чашки, моет руки, вытирает полотенцем),аккуратно, при минимальной помощи взрослого Выполняет простые знакомые движения (бегает и останавливается, меняет скорость, переходит от бега к ходьбе, ходит по прямой линии, ползает по прямой и змейкой, подлезает под препятствия; бросает и ловит мяч, прыгает с места, встает из положения лежа, поднимается с корточек; чередуя ноги, поднимается по лестнице, спрыгивает с нижней ступеньки, делает короткие прыжки на одной ноге; балансирует на одной ноге, ходит на цыпочках) по инструкции взрослого и образцу точно и четко, сохраняя равновесие, координируя движения тела, рук и ног (например, при одновременном движении руками и ногами); совершает прицельные движения руками (наливает воду в маленький кувшин, аккуратно берет кубик большим и указательным пальцем, забивает гвозди, собирает 4-составную матрешку, пирамидку, выполняет шнуровку; срисовывает квадрат, сохраняя примерное соотношение сторон, круг, прямые и пересекающиеся линии; старается ровно резать ножницами), дифференцирует движения правой и левой руки, намечается дифференциация ведущей руки; точно выполняет мелкомоторные движения, действуя с предметами, например разворачивает конфету; успешно согласует свои движения с движениями других детей; реагирует движениями на сигнал взрослого; улавливает заданный темп движений; физические качества сформированы (освоенные движения выполняет ловко, быстро; проявляет выносливость) Двигательная активность, адекватная возрасту, испытывает удовольствие от движения, двигается целенаправленно, движения точные, достаточно координированные, управляет своим телом, уверенно преодолевает препятствия, с интересом подражает движениям, которые демонстрирует взрослый, принимает задачу научиться движению Имеет представления об основных правилах поведения в быту (использует индивидуальные предметы, моет руки по мере загрязнения, после пользования туалетом, хорошо пережевывает еду, следит за своим внешним видом, пользуется салфеткой, не выходит из-за стола не окончив еды; не Мешает другим детям во время гигиенических процедур, аккуратно складывает одежду, возвращает на место используемые предметы: полотенце, расческу и пр.; благодарит взрослого), стремится поддерживать опрятный внешний вид, знает, как устранить неопрятность, имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка Выполняет самостоятельно, нуждается в эпизодическом контроле взрослого
Сред-ний Основные действия автоматизированы, соблюдает их правильную последовательность, с помощью взрослого обращает внимание на качество выполнения действий, нуждается в эпизодической помощи взрослого в виде напоминаний Основные процедуры выполняет самостоятельно, нуждается в напоминании и помощи взрослого Выполняет не все простые знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно и четко; испытывает трудности в сохранении равновесия, координирует простые движения тела, рук и ног; движения достаточно свободны, но затруднена их произвольная регуляция; совершает прицельные движения руками, но они часто неточны; начинает дифференцировать движения правой и левой руки, намечается дифференциация ведущей руки; недостаточно точно выполняет мелкомоторные движения, действуя с предметами, например разворачивая конфету, справляется после нескольких попыток; согласует свои движения с движениями других детей с помощью взрослого; реагирует движениями на сигнал взрослого; улавливает заданный темп движений, но долго его не удерживает; физические качества проявляются не во всех ситуациях, в основном при выполнении хорошо знакомых движений Двигательная активность, адекватная возрасту, испытывает удовольствие от движения, но двигается недостаточно целенаправленно, координирует простые движения, не всегда успешно двигательно преодолевает препятствия, подражает движениям, которые демонстрирует взрослый, но интерес неустойчив, не всегда принимает задачу научиться движению, при обучении движению может действовать ситуативно Имеет представления о некоторых правилах поведения в быту, стремится поддерживать опрятный внешний вид, но не знает, как устранить неопрятность, имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка Выполняет самостоятельно при напоминании и помощи взрослого
Низ- кий Основные умения сформированы, но может нарушать последовательность их выполнения; не обращает внимания на качество выполнения действий Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные - в совместной со взрослым деятельности Движения скованны, напряжены; затрудняется в точном и четком выполнении простых знакомых движений по образцу взрослого, передает общий образ движения, хотя нуждается в помощи взрослого; по инструкции взрослого движения выполняет некачественно или не выполняет; испытывает трудности в сохранении равновесия; прицельные движения руками несовершенны, начинает дифференцировать движения правой и левой руки с помощью взрослого; намечается дифференциация ведущей руки; недостаточно сформированы мелкомоторные движения, действуя с предметами, проявляет неловкость; испытывает трудности в согласовании своих движения с движениями других детей; реагирование движениями на сигнал взрослого замедленное, снижена переключаемость движений; не улавливает заданный темп движений; физические качества не сформированы Двигательная активность повышена (понижена; возникает под руководством взрослого), может инициироваться ребенком, но является нецеленаправленной; при появлении препятствий угасает/переориентируется ребенком, задача на двигательное подражание принимается, но схему движения не повторяет, интерес к двигательному подражанию быстро угасает, с трудом принимает задачу научиться движению, при обучении движению чаще действует ситуативно, чем целенаправленно Представления о правилах поведения в быту нечеткие, не обращает внимания на свой внешний облик, знает привычное место расположения некоторых вещей, не обращает внимания на чистоту и порядок Выполняет отдельные правила самостоятельно, основные в совместной со взрослым деятельности
Низ-ший Не знает последовательности выполнения действий, не обращает внимания на качество выполнения действий Самостоятельно не выполняет Движения импульсивны, скованны, напряжены; простые знакомые движения выполняет только вместе со взрослым, общий образ движения нарушен; по инструкции взрослого движения выполняет некачественно или не выполняет; испытывает трудности в сохранении равновесия; прицельные движения руками несовершенны, движения правой и левой руки ведущей руки; недостаточно сформированы мелкомоторные движения, действуя с предметами, проявляет неловкость; не умеет согласовывать свои движения с движениями других детей; не умеет переключать движения по сигналу взрослого; не улавливает заданный темп движений; физические качества не сформированы Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует или проявляет хаотичную двигательную активность, задачу подражание не принимает/принимает ситуативно, нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого, схему движения, демонстрируемого взрослым, не воспроизводит Представления о правилах поведения в быту не сформированы, не обращает внимания на свой внешний облик, не заинтересован в устранении неполадок в своем внешнем вина привычное место расположения вещей, не стремится поддерживать порядок, не обращает внимания на чистоту и порядок Не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет

Планируемые результаты формирования интегративного качества
«Любознательный, активный»

Познавательные интересы:

Высокий. Проявляет яркий познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим не только под руководством взрослого, но и самостоятельно, при восприятии необычного испытывает ярко выраженное чувство удивления, которое побуждает получать новые знания, радуется новому.

Средний. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим под руководством взрослого, самостоятельные наблюдения не характерны, при восприятии необычного проявляет чувство удивления, но оно неустойчиво; радуется новому.

Низкий. Познавательный интерес проявляется, но быстро угасает; в наблюдениях, организованных взрослым, участвует формально; чувство удивления проявляется редко, реакция на новизну непродолжительна.

Низший. Познавательный интерес не оформлен, не дифференцирован, быстро пресыщается.

Познавательные вопросы:

Высокий. Задает много вопросов, вопросы преимущественно направлены на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, зачем, кто, кого, какая, когда, как, откуда, куда), с интересом выслушивает ответ взрослого, ответ порождает новый вопрос.

Средний. Вопросы задает достаточно часто; вопросы направлены как на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, куда, зачем), так и на предметы (кто, что); не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно.

Низкий. Вопросы задает редко; вопросы преимущественно имеют предметный характер (кто, что); не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно.

Низший. Задает вопросы редко или не задает; вопросы имеют ситуативный характер, ответ взрослого не побуждает к дальнейшему осмыслению воспринимаемого.

Познавательное экспериментирование:

Высокий. Пытается самостоятельно открыть предметные характеристики объектов, привлекает взрослого к содействию, с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым.

Средний. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они малорезультативны, с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым.

Низкий. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они малорезультативны, не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым.

Низший. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций: в процессе работы, организованной взрослым, не проявляет стремления экспериментировать с предметами.

Самостоятельность:

Высокий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, инициирует разные виды детской деятельности, может сам себя занять определенное время, уверен.

Средний. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого, в детские виды деятельности преимущественно включается по предложению взрослого, может инициировать деятельность, но осуществляет вместе со взрослым, уверен в привычных ситуациях.

Низкий. Самостоятельность не проявляет; настаивает на взаимодействии со взрослым, даже если сам инициирует деятельность, или проявляет в неадекватной ситуации непродуктивную самостоятельность, неуверен.

Низший. Несамостоятелен, зависим от взрослого, или преобладает неадекватная ситуация, непродуктивная самостоятельность, неуверен.

Обращение за помощью к взрослому:

Высокий. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, содействует в преодолении затруднений.

Средний. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений и также незначительных препятствий, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.

Низкий. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему, в решении проблемы действенного участия не принимает.

Низший. Ко взрослому не обращается или обращается редко, на затруднения чаще реагирует плачем или негативистической реакцией.

Участие в образовательном процессе:

Высокий. С удовольствием посещает детский сад, с интересом участвует во всех мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, проявляет инициативу, с удовольствием участвует в групповых формах детской деятельности.

Средний. Положительно относится к посещению детского сада, обычно с интересом участвует в мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, редко проявляет инициативу или не проявляет, участвует в групповых формах детской деятельности.

Низкий. Явно не протестует против пребывания в детской группе; в целом положительно относится к посещению детского сада, хотя эпизодически может проявлять протестные реакции, участвует с желанием не во всех мероприятиях группы, хотя откликается на предложения взрослого взаимодействовать, не проявляет инициативу или проявляет редко, предпочитает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым.

Низший. Активно или пассивно протестует против пребывания в детской группе; негативно или неустойчиво положительно относится к посещению детского сада (можно ненадолго отвлечь), не стремится участвовать в мероприятиях группы; не всегда откликается на предложения взрослого взаимодействовать, даже в индивидуальной деятельности; не проявляет инициативу во взаимодействии.

Планируемые результаты формирования интегративного качества
«Эмоционально отзывчивый»

Отклик на эмоции близких людей и друзей:

Высокий. Замечает некоторые эмоциональные состояния других людей, проявляет «вчувствование» в эмоциональный мир другого человека.

Средний. Замечает некоторые эмоциональные состояния других людей, ситуативно откликается по побуждению взрослого.

Низкий. По инициативе взрослого обращает внимание на некоторые эмоциональные состояния других людей.

Низший. Не откликается на эмоциональные состояния других людей.

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов:

Высокий. Отличает «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей, стремится содействовать добрым героям, выражает к ним положительное отношение, бурно переживает победу положительных персонажей, негодует на поступки отрицательных, пытается иногда вмешиваться в события литературного произведения (прерывает чтение, закрывает глаза…); в процессе слушания сказок, историй, рассказов в движениях и речи (например, междометиями) ярко, разнообразно выражает свои эмоции.

Средний. Отличает «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей, по инициативе взрослого стремится содействовать добрым героям, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушания сказок, историй, рассказов в движениях и речи (например, междометиями) выражает свои эмоции.

Низкий. Нечетко отличает «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей, нуждается в помощи взрослого; вместе со взрослым может проявить содействие добрым героям; в процессе слушания сказок, историй, рассказов явно не выражает свои эмоции.

Низший. Со значительной помощью взрослого отличает «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей, не проявляет желания содействовать добрым героям даже вместе со взрослым; в процессе слушания сказок, историй, рассказов не выражает свои эмоции.

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения:

Высокий. Радуется при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений, интересуется ими, любуется красивым; замечает отдельные средства художественной выразительности; дает простые эмоциональные оценки (например, «нравится», «красиво»); замечает данные произведения в повседневной жизни, в непосредственном окружении.

Средний. Радуется при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений, с помощью взрослого дает простые эмоциональные оценки.

Низкий. С помощью взрослого эмоционально откликается при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений, но эмоции выражены неярко, очень ситуативны; эмоциональные оценки не дает.

Низший. Эмоционально не откликается при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений.

Эмоциональное реагирование на мир природы:

Высокий. Радуется при восприятии мира природы, дает простые эмоциональные оценки (например, «нравится», «красиво»), замечает красоту в природе.

Средний. При стимулировании со стороны взрослого радуется при восприятии мира природы, с помощью взрослого дает простые эмоциональные оценки, иногда замечает красоту в природе.

Низкий. При стимулировании со стороны взрослого эмоционально откликается при восприятии мира природы, но эмоции выражены неярко, очень ситуативны, эмоциональные оценки не дает.

Низший. Эмоционально не откликается при восприятии мира природы.

Представления об эмоциональных состояниях:

Высокий. Называет отдельные эмоциональные состояния; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемых взрослым.

Средний. С помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояния; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемых взрослым.

Низкий. Не называет отдельные эмоциональные состояния; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемых взрослым.

Низший. Не называет отдельные эмоциональные состояния, не понимает обозначения эмоциональных состояний, используемых взрослым.

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении:

Высокий. Стремится пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.

Средний. По предложению взрослого может пожалеть, успокоить, порадовать другого человека, поделиться.

Низкий. Вместе со взрослым может пожалеть, успокоить, порадовать другого человека, поделиться.

Низший. Не поддерживает инициативу взрослого посодействовать другому человеку, поделиться или откликается формально, выполняя однообразные действия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА
«ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»

Использование вербальных и невербальных средств общения:

Высокий. Пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации, отвечает на вопросы и задает их, рассказывает из своего опыта, поддерживает беседу, регламентирует действия других людей, выражает в речи свои желания, цели в игре и повседневных ситуациях; использует речь, мимику и пантомимику, предметные средства общения для выражения намерения, просьбы при ведущей роли речи; средства общения выразительны.

Средний. Использует речь, мимику и пантомимику, предметные средства общения для выражения намерения, просьбы, своей потребности, желания; речь не во всех ситуациях является ведущим средством общения, часто использует мимику и пантомимику, предметные средства общения; средства общения недостаточно выразительны.

Низкий. Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с их помощью обычно выражает ситуативные потребности или желания, средства общения невыразительны.

Низший. Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, но не все из них одинаково интенсивно (например, могут существенно преобладать мимические средства), с их помощью обычно выражает ситуативные потребности или желания, арсенал средств общения очень беден.

Владение диалогической речью:

Высокий. Как в организованной, так и в свободной деятельности задает вопросы взрослому и сверстнику, в игре использует элементы ролевого диалога; вступает в диалог, поддерживает его, инициативен в диалогическом общении, ярко проявляет потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками, отвечает на вопросы, сформулированные с помощью вопросительных слов, отвечает на альтернативные вопросы, используя отрицательные слова, поддерживает беседу со взрослым, используя полученные ранее знания, имеет представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно рассказать другому.

Средний. Как в организованной, так и в свободной деятельности задает вопросы взрослому, в игре иногда использует элементы ролевого диалога; поддерживает диалог, но инициативу в диалогическом общении проявляет редко, испытывает потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками, отвечает на некоторые вопросы, сформулированные с помощью вопросительных слов, затрудняется в ответе на альтернативные вопросы, поддерживает непродолжительную беседу со взрослым; значительно реже вступает в диалогическое общение со сверстниками.

Низкий. Отвечает на некоторые вопросы взрослого в свободной деятельности, диалогическое общение в процессе занятия вызывает затруднения; не инициативен в диалогическом общении, редко задает вопросы взрослому или не задает совсем, в диалогическое общение со сверстниками вступает редко, в игре не использует элементы ролевого диалога.

Низший. Не всегда откликается на инициированное взрослым диалогическое общение, по своей инициативе в него вступает очень редко или не вступает; диалогическое общение со сверстниками не сформировано; в игре не использует элементы ролевого диалога.

Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми:

Высокий. Проявляет привязанность ко взрослому, участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, стремится к контактам с ровесниками, поддерживает эти контакты, испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми; как правило, подчиняет свое поведение правилам общения, выражает в речи свои желания, просьбы в обращении к ровеснику, обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; умеет уступить, подождать своей очереди, в ситуации коммуникативных затруднений ориентируется на помощь взрослого, но после того, как самому не удалось их преодолеть.

Средний. Проявляет привязанность ко взрослому, участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности; как правило, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, стремится к контактам с ровесниками, но не всегда умеет их поддержать; испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, не всегда подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, но успешно обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого уступает, ждет своей очереди, в ситуации коммуникативных затруднений сразу обращается за помощью ко взрослому.

Низкий. Участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, но нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого; часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками или не умеет их поддержать; явно выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, иногда обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого может уступить, подождать своей очереди, но делает это неохотно и не всегда, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции.

Низший. Не стремится участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности; часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками или не умеет их поддержать; явно выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, иногда обменивается действиями с другими детьми в прак-тических и игровых ситуациях; необходимость уступить, подождать своей очереди вызывает протест, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции.

Форма общения со взрослым:

Высокий. Начала формироваться внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физического мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытается отобразить свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого; в ряде ситуаций, особенно повседневных, характерны проявления ситуативно-делового общения.

Средний. Преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым, претендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений; наряду с речевыми средствами, интенсивно использует предметные средства: жесты, позы, действия.

Низкий. Преобладает ситуативно-личностная форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в доброжелательном внимании, в том числе тактильных контактах; непосредственно-эмоционален; использует как ведущие экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновения и прочее.

Низший. Потребность в общении со взрослым не выражена или проявляет амбивалентное поведение: экзальтированную привязанность к конкретному взрослому, невыполнение требований, при наличии потребности в общении ребенок избегает коммуникативных контактов, проявляя аффективные реакции.

Форма общения со сверстниками:

Высокий. Начинает проявляться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильные конкурентные мотивы, сверстник интересен как участник игр и как средство самоутверждения, использует ситуативную (краткую, свернутую, с обилием междометий и обрывков фраз, слов) речь; в ряде ситуаций проявляет эмоционально-практическую форму общения.

Средний. Проявляется эмоционально-практическая форма общения: наблюдается потребность в эмоциональных контактах со сверстником, характерна подражательность, конфликты происходят в основным из-за игрушек, общение проявляется как веселая беготня, крики, прыжки и т. п.

Низкий. Проявляет интерес к сверстнику, некоторую инициативу и стремится к взаимодействию, но отношение к сверстнику носит специфический характер: сверстника воспринимает не как субъекта, а как интересный предмет.

Низший. Потребность в общении со сверстниками не выражена, инициативные действия могут иметь деструктивный характер (отнимает игрушки, толкает и пр.).

Владение культурой общения:

Высокий. Использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым, а также со сверстниками, самостоятельно или при напоминании взрослого обращается к знакомому человеку по имени, разговаривает приветливо, доброжелательно, не мешает другим, не кричит, не отвлекает.

Средний. Использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым, а в общении со сверстниками – редко, при напоминании взрослого; обращается к знакомому человеку по имени, но чаще привлекает внимание к себе с помощью жестов или предметных действий, разговаривает, как правило, приветливо, доброжелательно, под руководством взрослого не мешает другим, не кричит, не отвлекает.

Низкий. Самостоятельно не использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым и сверстниками, привлекает внимание к себе с помощью жестов или предметных действий, в общении явно не выражает доброжелательности, под руководством взрослого и при постоянном напоминании может некоторое время не мешать другим, не кричать, не отвлекать.

Низший. Не использует слова благодарности, приветствия в общении со взрослым и сверстниками, при напоминании взрослого если и использует, то неохотно; привлекает внимание к себе с помощью жестов, предметных действий или нарушений правил поведения, в общении явно не выражает доброжелательности, нередко мешает другим, кричит, отвлекает.

Планируемые результаты формирования интегративного качества
«Способный управлять своим поведением (произвольность)»

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения:

Высокий. Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого, а некоторые самостоятельно; стремится к социально одобряемому поведению в конкретной ситуации; избегает социально неодобряемых действий; положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, замечает нарушения правил и норм другими детьми и протестует против этого; понимает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм.

Средний. Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого; как правило, положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, замечает нарушения правил и норм другими детьми; хочет быть «хорошим»; при помощи взрослого осознает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм под влиянием оценки взрослого.

Низкий. Под руководством взрослого соблюдает отдельные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы; чаще положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, но может проявлять негативизм, не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм.

Низший. Действует спонтанно, ситуативно; может выполнять некоторые простые нормы и правила, но в том случае, если они продиктованы текущей ситуацией, или не выполнять; не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм.

Соблюдение правил поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.):

Примерное содержание правил

Переходить улицу на зеленый свет светофора, по пешеходному переходу; в общественных местах не кричать, не шуметь, не отвлекать других людей, не сорить, ждать своей очереди, при необходимости предъявлять билеты.

Высокий. Знает и при помощи взрослого соблюдает некоторые правила, не выражает сомнения в необходимости им следовать.

Средний. Знает и под руководством взрослого соблюдает некоторые правила.

Низкий. Правила выполняет неохотно, при настоятельном требовании взрослого, многие правила нарушает.

Низший. Правила чаще нарушает, чем соблюдает, или не имеет представлений о соответствующих правилах.

Осознание своей жизнедеятельности:

Высокий. Имеет достаточно четкие представления о своей жизнедеятельности: может рассказать о своих внешних особенностях, действиях, совместных с другими людьми делах, предпочтениях, половой принадлежности, родителях; выражает свои потребности в отдельных словах и в простой фразе; обобщает свой практический опыт в словесных высказываниях.

Средний. Имеет определенные представления о своей жизнедеятельности и может с помощью взрослого, его вопросов рассказать о своих внешних особенностях, действиях, совместных с другими людьми делах, предпочтениях, половой принадлежности, родителях; выражает свои потребности в отдельных словах; с помощью взрослого обобщает свой практический опыт в словесных высказываниях.

Низкий. Имеет отдельные, нечеткие представления о некоторых своих внешних особенностях, действиях, совместных с другими людьми делах, предпочтениях, а также о половой принадлежности (по некоторым аспектам представления могут быть неосознанные или отсутствовать), родителях; воспроизводит свои представления со значительной помощью взрослого; затрудняется в адекватном речевом выражении своих потребностей, чаще заявляет о них плачем, протестным поведением; не обобщает свой практический опыт в словесных высказываниях.

Низший. Представления о своей жизнедеятельности не сформированы или отрывочны, неверны, нереалистичны; заявляет о своих потребностях плачем, протестным поведением или не заявляет совсем; не обобщает свой практический опыт в словесных высказываниях.

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений:

Высокий. Умеет ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результат, проявляя действенную самостоятельность; отражает в речи цели, намерения, некоторые средства, условия и этапы их реализации, результат, используя местоимения «я», «мое», «мне»; называет выполняемые действия и их последовательность.

Средний. Умеет ставить предметно-практические и игровые цели, достигает их преимущественно с помощью взрослого; затрудняется в определении средств и создании условий для их достижения; отражает в речи цели, намерения, некоторые средства, условия и этапы их реализации, результат с помощью взрослого, используя местоимения «я», «мое», «мне»; называет некоторые выполняемые действия.

Низкий. Преимущественно действует под влиянием целей, поставленных взрослым; если цели и ставит сам, то они, как правило, не достигаются и заменяются другими целями; часто действует ситуативно, непланомерно, не определяет средства и не может создавать условия для достижения цели; не отражает в речи цели, намерения, некоторые средства, условия и этапы их реализации, называет некоторые выполняемые действия.

Низший. Преобладают ситуативные, непланомерные действия, спонтанные реакции; не ориентируется на достижение результата, нуждается для достижения результата в существенной помощи взрослого.

Способность к волевому усилию:

Высокий. Проявляет целенаправленность и на пути достижения цели противостоит отвлечениям, помехам; может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; может какое-то время выполнять малоинтересную деятельность под руководством взрослого, ориентируясь на слово «надо».

Средний. Проявляет целенаправленность, на пути достижения цели с помощью взрослого противостоит отвлечениям, помехам; может подождать, но трудно отсрочить удовлетворение потребности.

Низкий. Под руководством взрослого противостоит помехам в деятельности, но при этом проявляет негативные эмоциональные реакции; часто отвлекается, когда проходит новизна ситуации; требует немедленного удовлетворения потребностей.

Низший. Не может удерживать цель деятельности, меняет цель сразу на более привлекательную, если задание требует усилия; постоянно отвлекается, даже в новой ситуации; настаивает на немедленном удовлетворении потребностей.

Соподчинение мотивов:

Высокий. Под руководством взрослого может временно сдержать свои желания, делать то, что общественно важно.

Средний. Под руководством взрослого может на непродолжительное время сдержать свои желания, но не стремится выполнять общественно значимые дела.

Низкий. Под руководством взрослого с трудом может на непродолжительное время сдержать свои желания, испытывает при этом негативные переживания, протестует; импульсивен; не стремится выполнять общественно значимые дела.

Низший. Подчиняет действия более сильному мотиву – своим ситуативным желаниям, импульсивен, отказывается выполнять общественно значимые дела или выполняет формально; поведение «полевое».

планируемые результаты формирования интегративного качества
«способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком:

Высокий. В деятельности опирается на собственный опыт, действует по аналогии в сходных ситуациях; освоил основные способы действия с предметами, использует предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; пользуется различными приемами для решения проблемно-практических задач; выделяет существенные признаки предметов, сравнивает различные предметы и выявляет различия в них; понимает жизненные ситуации, проигрывает с заменой одних объектов другими; воспринимает целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; выделяет сенсорные признаки, использует разные перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством объекта.

Средний. Под руководством взрослого применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); освоил основные способы действия с предметами, использует знакомые предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; пользуется однообразными приемами для решения проблемно-практических задач; с помощью взрослого выделяет существенные признаки предметов, сам сравнивает некоторые предметы и выявляет отдельные различия в них; понимает часто повторяющиеся жизненные ситуации, проигрывает их по подражанию; с помощью взрослого воспринимает целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; выделяет сенсорные признаки, использует знакомые перцептивные действия не всегда в соответствии с выделяемым признаком или качеством объекта.

Низкий. В совместной со взрослым деятельности при ведущей роли взрослого может использовать элементы собственного опыта; освоил некоторые способы действий с хорошо знакомыми предметами, предметы-орудия использует редко; проблемно-практические задачи самостоятельно разрешить не может; затрудняется в выделении существенных признаков предмета, в сравнении различных предметов и выявлении различий в них, нуждается в помощи взрослого; понимает некоторые часто повторяющиеся жизненные ситуации, с помощью взрослого проигрывает их отдельные эпизоды; с помощью взрослого воспринимает отдельные эпизоды, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт; не устанавливает элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; выделяет некоторые сенсорные признаки, использует знакомые перцептивные действия с помощью взрослого.

Низший. Помощь взрослого существенно не влияет на использование собственного опыта; опыт действий с предметами крайне ограничен: не знает функций и правил использования многих предметов обихода, предметы-орудия использует редко или не использует; проблемно-практических задач самостоятельно разрешить не может; затрудняется в выделении существенных признаков предметов, в сравнении различных предметов и выявлении различий в них, даже с помощью взрослого понимает некоторые часто повторяющиеся жизненные ситуации, с помощью взрослого проигрывает их отдельные эпизоды; с помощью взрослого воспринимает отдельные эпизоды, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, но затрудняется использовать свой реальный опыт, не устанавливает элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; не выделяет многие сенсорные признаки, перцептивные действия выполняет с помощью взрослого.

Проблемность как качество ума:

Высокий. Замечает некоторые противоречия, преимущественно предметно-практического характера, протестует, удивляется, проявляет интерес; пытается самостоятельно их разрешить или требует восстановления соответствия от взрослого.

Средний. Замечает некоторые противоречия, преимущественно предметно-практического характера, при этом ярких эмоций не проявляет; иногда пытается самостоятельно их разрешить или требует восстановления соответствия от взрослого.

Низкий. С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда.

Низший. Не чувствителен к противоречиям, несоответствиям, не принимает помощи взрослого в их разрешении.

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации:

Высокий. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.

Средний. При необходимости преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого.

Низкий. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Низший. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс.

Способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе (оценивается отдельно в рисовании, конструировании, речевом творчестве):

Высокий. Принимает задачу взрослого создать что-то определенное, подчиняет ей свои усилия; до начала деятельности конкретно определяет, что будет создавать, может преобразовывать замысел в процессе выполнения деятельности, но чаще реализует его.

Средний. Принимает задачу взрослого создать что-то определенное, подчиняет ей свои усилия, но нуждается в руководстве взрослого; с помощью взрослого до начала деятельности определяет в общем виде, что будет создавать, может преобразовывать замысел в процессе выполнения деятельности.

Низкий. Не всегда принимает задачу взрослого создать что-то определенное, с трудом подчиняет ей свои усилия и только в совместной со взрослым деятельности; с помощью взрослого или самостоятельно до начала деятельности может определить в общем виде, что будет создавать, но действует ситуативно, замысел не реализует без помощи взрослого.

Низший. Не всегда принимает задачу взрослого создать что-то определенное, с трудом подчиняет ей свои усилия и только в совместной со взрослым деятельности; замысел не формулирует до начала деятельности; действует спонтанно; результат, как правило, с замыслом не соотносится.

Планируемые результаты формирования интегративного качества
«Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности»
(оцениваются отдельно в отношении наглядного и словесного образца, данные суммируются)

Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции:

Высокий. Подражание сформировано; достаточно точно повторяет за взрослым действия, движения, ориентируется на их качество; понимает простые речевые инструкции, выполняет целенаправленные действия, ориентируясь на сочетание жеста и речи, а также только на речевую инструкцию, состоящую из трех заданий, не подкрепленную жестами, в специально организованной педагогом среде («покорми зайку», «покорми курочку»); выполняет инструкцию, указывающую на положение тела в пространстве; выполняет задания, связанные с перемещением по помещению.

Средний. Подражание сформировано; повторяет за взрослым действия, движения, но не всегда достаточно точно, не ориентируется на их качество; понимает простые речевые инструкции, выполняет целенаправленные действия, ориентируясь на сочетание жеста и речи, а также только на речевую инструкцию, состоящую из трех заданий, не подкрепленную жестами, в специально организованной педагогом среде («покорми зайку», «покорми курочку»); выполняет инструкцию, указывающую на положение тела в пространстве; выполняет задания, связанные с перемещением по помещению.

Низкий. Повторяет за взрослым действия, движения при направляющем воздействии взрослого, часто действует неточно, не ориентируется на качество выполнения; понимает простые речевые инструкции, выполняет целенаправленные действия, ориентируясь на сочетание жеста и речи; выполняет действия по речевой инструкции, состоящие их 1–2 заданий; затрудняется в самостоятельном выполнении инструкции, указывающей на положение тела в пространстве, и заданий, связанных с перемещением по помещению.

Низший. Повторяет за взрослым действия, движения при направляющем воздействии взрослого, часто действует неточно, не ориентируется на качество выполнения; часто не выполняет целенаправленные действия, ориентируясь на сочетание жеста и речи, а также действия по речевой инструкции; затрудняется в самостоятельном выполнении инструкции, указывающей на положение тела в пространстве, и заданий, связанных с перемещением по помещению.

Самоконтроль:

Высокий. В совместной со взрослым деятельности замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки и стремится их исправить.

Средний. В совместной со взрослым деятельности замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки; по побуждению взрослого и вместе с ним исправляет.

Низкий. Замечает некоторые свои неадекватные действия и ошибки в деятельности, на которые указывает взрослый, не стремится их исправить.

Низший. Не обращает внимания на свои неадекватные действия и ошибки в деятельности, не стремится их исправить.

Самооценка:

Высокий. Чувствителен к педагогической оценке, стремится улучшить свои достижения, гордится достижениями, демонстрирует свои успехи взрослому; дает себе оценку «хороший», если достигает результата; в целом самооценка положительная.

Средний. Чувствителен к педагогической оценке, но не всегда стремится улучшить свои достижения, гордится достижениями, демонстрирует свои успехи взрослому; дает себе оценку «хороший», если достигает результата; в целом самооценка положительная.

Низкий. Недостаточно чувствителен к педагогической оценке, сам не стремится улучшить свои достижения, делает это с помощью взрослого; редко проявляет гордость за свои достижения; демонстрирует некоторые свои успехи взрослому; дает себе оценку «хороший»; в целом самооценка положительная.

Низший. Недостаточно чувствителен к педагогической оценке или не чувствителен, не стремится улучшить свои достижения даже с помощью взрослого; редко проявляет или не проявляет гордость за свои достижения; демонстрирует некоторые свои успехи взрослому; общая самооценка не выражена или отрицательная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА
«ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ)»
(
оценивается отдельно по каждой сфере: о себе, семье,обществе и государстве, мире, природе, культуре )


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: