Цель – изучение особенности развития связной речи ребёнка.
Задачи:
1. Выявить умение составлять рассказ по игрушке.
2. - на определённую тему.
3. – пересказывать рассказ или сказку по прочитанной воспитателем.
Первое задание.
Опиши куклу. (Воспитатель демонстрирует куклу.)
Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
- Самостоятельно описывает игрушку. (Это кукла она красивая. Её зовут Катя. С ней можно играть. Или: Это кукла. Её зовут Катя. У неё длинные волосы. У неё красное платье и красный бант. С куклой можно играть.)
- Рассказывает по вопросам педагога.
- Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
Второе задание.
Расскажи про мяч: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать.
- Описывает. (Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. Он нужен чтобы играть.)
- Перечисляет признаки. (Красный, резиновый.)
- Называет отдельные слова.
Третье задание.
Вот игрушечная собака. Придумай свой рассказ про нее.
- Придумывает рассказ.
- Перечисляет качества и действия.
- Называет 2 – 3 слова.
Четвёртое задание.
Ребёнку предлагается составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
- Составляет рассказ самостоятельно
- Рассказывает с помощью взрослого.
- Отвечает на вопросы односложно.
Пятое задание.
Воспитатель читает короткий текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
- Пересказывает самостоятельно.
- Рассказывает с подсказыванием слов воспитателя.
-Говорит отдельные слова.
Комментарий к проведению диагностики.
- 3 балла ставится за правильный ответ, данный ребёнком самостоятельно;
- 2балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям воспитателя;
- 1балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчёт баллов:
Результаты.
Балла - высокий уровень
Балла - средний уровень