Тема 3. Факторы развития индивидуальности. Влияние среды на индивидуальность человека

Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории; учение Л.С.Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Социальная наследуемость; содержание и критика понятия. Теория вероятностного эпигенеза Г.Гилберта. Экосоциальная теория У.Бронфенбреннера. Понятие среды в различных дисциплинах, свойства среды (М.Черноушек). Понятие допущений (affordances) Дж. Гибсона. Особенности современной цивилизации и их влияние на развитие личности (К.Лоренц). Дружественность среды.

Количество часов аудиторной работы - 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы - 9 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.
  • для выполнения индивидуальной домашней работы – 5 часов.

Основная литература

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. С. 40-45.

2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 3.

3. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 3.

4. Valsiner J. Gilbert Gottlieb’s Theory of Probabilistic Epigenesis: Probabilities and Realities in Development // Developmental Psychobiology. Aug 2007. DOI 10.1002/dev.20276

Дополнительная литература

1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления // Вопр. психол. 1995. № 2. С. 130-137.

2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Оборотная сторона зеркала. М., Республика, 1998.

5. Нартова-Бочавер С.К. Потапова А.В. Введение в психологию развития. М., Флинта-МПСИ, 2011. Гл. 3.

3. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., ЭКСМО. 2001. Гл. 7.

4. Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 101-121.

5. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. С. 31-46.

6. McAdams Dan P. The Person. 4th Edition. NY, Wiley. 2006. Chapter 2.

Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Анализ кейсов;
  • Опрос;
  • Групповая дискуссия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: