Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории; учение Л.С.Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Социальная наследуемость; содержание и критика понятия. Теория вероятностного эпигенеза Г.Гилберта. Экосоциальная теория У.Бронфенбреннера. Понятие среды в различных дисциплинах, свойства среды (М.Черноушек). Понятие допущений (affordances) Дж. Гибсона. Особенности современной цивилизации и их влияние на развитие личности (К.Лоренц). Дружественность среды.
Количество часов аудиторной работы - 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы - 9 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:
- для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.
- для выполнения индивидуальной домашней работы – 5 часов.
Основная литература
1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. С. 40-45.
|
|
2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 3.
3. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 3.
4. Valsiner J. Gilbert Gottlieb’s Theory of Probabilistic Epigenesis: Probabilities and Realities in Development // Developmental Psychobiology. Aug 2007. DOI 10.1002/dev.20276
Дополнительная литература
1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления // Вопр. психол. 1995. № 2. С. 130-137.
2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Оборотная сторона зеркала. М., Республика, 1998.
5. Нартова-Бочавер С.К. Потапова А.В. Введение в психологию развития. М., Флинта-МПСИ, 2011. Гл. 3.
3. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., ЭКСМО. 2001. Гл. 7.
4. Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 101-121.
5. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. С. 31-46.
6. McAdams Dan P. The Person. 4th Edition. NY, Wiley. 2006. Chapter 2.
Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:
- Анализ кейсов;
- Опрос;
- Групповая дискуссия.