Асимметрия полушарий и ее проявления. Понятия церебрального доминирования и доминирования руки. Формирование асимметрии в онтогенезе. Факторы асимметрии, «правополушарные» и «левополушарные» функции. Темперамент как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории. Конституциональная гипотеза. Типологии В.Вундта, И.Канта, Э.Кречмера, У.Шелдона, Я. Стреляу, В.М.Русалова. Адаптивный смысл и предназначение асимметрии полушарий и темперамента как индивидуальных свойств.
Количество часов аудиторной работы - 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы - 9 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:
- для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.
- для выполнения индивидуальной домашней работы (поиск примеров) – 5 часов.
Основная литература
1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., Планета детей, 1997. С. 92-107, 137-139, 175-193, 222-225.
1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. Гл. 5.
|
|
2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 4. С. 5-20.
3. Corr P.J., McNaughton N. Reinforcement Sensitivity Theory and personality // The reinforcement sensitivity theory of personality / Eds. P.J. Corr. N. Y.: Cambridge University Press, 2008. P. 155–187.
Дополнительная литература
1. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 148-152.
4. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 219-247.
5. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
6. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 160-166.
7. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 5.
8. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., ЭКСМО. 2001. Гл. 3.
2. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. N 5. Т. 12. С. 3-16.
3. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психол. журн. 1986. Том 7. N 4. С. 23-35.
4. Кузнецова В.Б., Слободская Е.Р. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей // Психологический журнал, 2010, Том 31, № 2, с. 104–113.
Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:
- Анализ кейсов;
- Опрос;
- Групповая дискуссия.