Восьмая шкала. Аутизация

В тех случаях, где даже незначительные фруст­рации ведут к возникновению стойких и длительных от­рицательных эмоций, а компенсация достигается путем дистанцирования (т. е. тенденции к соблюдению «психи­ческой дистанции» между собой и окружающим миром, которая позволяет воспринимать происходящее как бы «со стороны») и ухода из окружающей среды во внут­ренний мир, в профиле методики многостороннего иссле­дования личности обычно отмечается пик на восьмой шкале. В клинически выраженных случаях речь идет о шизоидном синдроме. Термин «шизоидный синд­ром» здесь условно употреблен для обозначения той характерной для изменений личности по шизоидному ти­пу совокупности симптомов, которая включает в себя эмоциональную холодность и неадекватность эмоций, своеобразие восприятия и суждений, находящее свое вы­ражение в странных или необычных мыслях и поступ­ках, избирательность или поверхностность контактов.

Усредненный профиль этой группы больных харак­теризуется выраженным пиком на восьмой шкале и не­значительным повышением на четвертой.

В зависимости от того, отмечалось ли ограничение контактов или имели место широкие, но формальные и поверхностные контакты, обнаруживалось либо повы­шение профиля на нулевой шкале (рис. 9а), либо более или менее выраженное его снижение (рис. 9б).

Шкала состоит из 78 утверждений, учитываемая ре­акция на которые отражает такие особенности, как изо­ляцию в результате нарушения социальных контактов и слабости семейных связей, отсутствие глубоких интере­сов, ощущение воздействия извне, внутреннюю напряжен­ность и неудовлетворенность ситуацией, своеобразное восприятие.

Так, например, характерен ответ «Верно» на такие ут­верждения, как: «Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома», «Вы не любите находиться среди лю­дей»; «У Вас такое впечатление, что Вас никто не пони­мает»; «Даже находясь в обществе, Вы обычно чувст­вуете себя одиноко», «С Вами происходили (или проис­ходят) странные вещи», «Часто Вы чувствуете как будто все вокруг нереально».

Для лиц с высоким уровнем профиля на восьмой шкале характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, утрата способности к интуитивно­му пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей (т. е. способности поставить себя на место того или ино­го из окружающих людей) и в связи с этим нарушение адекватного эмоционального реагирования. Для лиц та­кого типа становится трудным, а в резко выраженных случаях и невозможным то, что Conrad (1967) называ­ет «коперниковским поворотом» (т. е. способность субъ­екта «взглянуть на себя извне с некоторого расстояния и оказаться вновь в мире, который он делит с другими и в котором он представляет собой лишь незначительную частицу»).

Поведение таких лиц нередко представляется экс­центричным, лишенным естественной эмоциональной ок­раски или надменным. Отрицательные сигналы обычно не проникают через окружающую их «скорлупу» лишен­ного эмоций восприятия, но если какое-либо сообщение или событие все же вызывает у них эмоциональный от­клик, они обнаруживают неожиданную для окружаю­щих ранимость.

Поскольку в силу неудовлетворенности и ранимости четко сформулированное представление о социальной ситуации у этих лиц часто оказывается источником на­пряженности, длительных и интенсивных отрицательных эмоций, они избегают ясных и четких формулировок и у них отсутствует четкое представление о том, как имен­но они должны вести себя в той или иной ситуации или чего именно ждут от них окружающие.

Эти черты, проявляющиеся, в особенностях мышле­ния и коммуникативных связей с окружающими, обычно отмечаются даже при умеренных пиках профиля на восьмой шкале. Эти затруднения проявляются, в част­ности, в том, что, хотя высказывания лиц такого типа логичны и правильно построены грамматически, у окру­жающих они могут создавать впечатление двусмыслен­ности или недостаточной понятности их. Указанное свое­образие мышления может быть обусловлено, в частно­сти, утратой возможности контролировать понятность и принятость своих суждений в результате уже отмечен­ного нарушения социальной коммуникации.

В то же время многие из этих лиц обнаруживают большие способности к построению коммуникаций, в ко­торых используются символы, подчиняющиеся изначаль­но заданной жесткой системе правил (например, прави­ла оперирования математическими символами).

Затрудненность повседневных контактов приводит к еще большему увеличению изоляции, поскольку ситуа­ции, требующие таких контактов, порождают или уси­ливают ощущение внутренней напряженности. Дистанци-рованность, отчужденность приводят к тому, что лица с высоким уровнем профиля на восьмой шкале испытыва­ют затруднения в реальной оценке ситуации и общей картины мира.

Их деятельность, иногда весьма активная, протекает вне ситуации. Эти лица нередко ощущают свою отчуж­денность и непонятость, неспособность стать действи­тельным членом группы, к которой они принадлежат формально.

Стремление ликвидировать свою отгороженность и неспособность преодолеть коммуникативные затруднения порождает амбивалентность в отношениях с людьми, связанную с ожиданием внимания со стороны окружаю­щих и боязнью холодности с их стороны. В результате лица, профиль которых определяется подъемом на вось­мой шкале, проявляют к окружающим то чрезмерное дружелюбие, то неоправданную враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться вне­запными разрывами. Недостаточность социальных кон­тактов обусловливает беспокойство испытуемых по по­воду принадлежности и. значимости своей личности, слу­жит основой для аутистического фантазирования и фор­мирования аффективно насыщенных идей или групп идей.

Сочетания с ранее рассмотренными шкалами. Если особенности личности, отражающиеся в пике профиля на восьмой шкале, сочетаются с формированием аффек­тивно насыщенных идей, имеющих отношения к состоя­нию физического здоровья, то отмечается повышение профиля и на первой. При этом если пик профиля на восьмой шкале существенно выше, чем пик на первой, то вероятно формирование некорригируемых концепций (сверхценных или даже бредовых образований), особен­но если одновременно отмечается повышение профиля на шестой шкале при низком уровне профиля на треть­ей и седьмой. При незначительном превышении пика профиля на восьмой шкале этот тип профиля чаще ука­зывает на ригидный стереотип поведения, ориентирован­ного на заботу о физическом благополучии. Такая забо­та может использоваться как средство, позволяющее ра­ционально объяснить отчужденность и отгороженность от окружающих наличием соматически обусловленных затруднений. Следует отметить, что чем более выражен пик на восьмой шкале, тем более вычурный и необыч­ный характер приобретают описания соматических ощу­щений. Если чувство недостаточной связи с окружением, неудовлетворенной потребности в контактах выражается в нарастании тревоги или подавленности, пик профиля на восьмой шкале сочетается с пиком на второй. Амби­валентное отношение к окружающим порождает при этом.наряду со стремлением к контактам угрюмую недо­верчивость, а нередкое повышение профиля на четвер­той шкале отражает затруднения социализации, связан­ные недостаточной способностью воспринять обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. На оценоч­ных шкалах при этом отмечается ник профиля на шка­ле F.

Такая конфигурация профиля (пики на шкалах F, второй, четвертой и восьмой при относительно низком уровне профиля на третьей и седьмой) довольно типич­на для шизоидных личностей, обеспокоенных своей от­гороженностью и испытывающих трудности в социаль­ной адаптации.

Если демонстративные тенденции, обусловленные высоким уровнем вытеснения, проявляются у индивиду­умов, которые чувствуют себя отчужденными, непонят­ными и не включенными в социальную среду, то обыч­но отмечается сочетание пиков на третьей и восьмой шкале. Этот профиль свидетельствует о глубокой дис­гармоничности, поскольку отражает парадоксальное со­четание ориентировки на актуальное поведение, на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склон­ностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев, и трудностями межличностной.коммуни­кации.

Такое сочетание при достаточно выраженном подъ­еме профиля почти всегда свидетельствует о болезнен­ном состоянии той или иной природы или по крайней мере о легкости возникновения декомпенсаций. Будучи обеспокоены вопросами о месте своей личности,в обще­стве и ее значимости, эти люди нередко формируют круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду, в которой их значимость безоговорочно признается.

Они в меньшей степени, чем лица с изолированными пиками профиля на третьей шкале, способны вытеснять отрицательные сигналы и предпочитают исключать из круга своего общения носителей таких сигналов. Наме­ренность такого изменения круга общения либо вытес­няется, либо ixoponio рационализируется. Подобного рода поведение может вести к нарастающей десоциализации. Не ощущая себя частью общества, личности описы­ваемого типа обычно менее связаны социальными уста­новками и считают себя вправе принимать решения, затрагивающие межличностные отношения вне зависимо­сти от обусловленных предшествующими контактами экспектаций. Высказывания и действия окружающих, свидетельствующие об осуждении такой позиции, лица описываемого типа более или менее успешно игнориру­ют или избегают их путем прекращения общения с ли­цами, осуждающими их,' или наконец, прибегают ко лжи, чтобы избежать осуждения.

Эти личности эгоцентричны, аутизированы и обычно способны длительно продолжать деятельность только.при сохранении в ней игрового элемента. Цели, которые требуют напряженной и длительной деятельности, ли­шенной игрового элемента, они объявляют несущест­венными.

Наряду с построением своеобразной среды вопрос о своем месте в обществе и значимости своей личности ли­ца с описываемым типом профиля могут разрешать пу­тем идентификации с какой-либо формой деятельности, высокую значимость которой они провозглашают. При этом они предпочитают ситуации, при которых эта иден­тификация, а также компетентность в избранной обла­сти деятельности не могут быть подвергнуты сомнению (деятельность, осуществляемая в одиночку, узкая спе­циализация и т. п.).

Если описанные формы поведения оказываются не­достаточными для того, чтобы устранить тревогу или су­щественно снизить ее уровень, то отмечается также от­ражающее тревогу повышение профиля на второй и на седьмой шкалах, причем высота седьмой шкалы может становиться равной высоте восьмой, в связи с чем в про­филе методики многостороннего исследования личности отмечается «плато» на седьмой и восьмой шкалах.

Если в результате затруднения межличностных свя­зей нарушается социальная адаптация, в профиле мето­дики многостороннего исследования личности это обыч­но отражается сочетанием пиков на восьмой и четвертой шкалах. В клинических случаях это сочетание (иногда с дополнительным пиком на шестой шкале) встречается весьма часто.

Личности с таким типом профиля характеризуются не агрессивным асоциальным поведением, а асоциальны­ми поступками, совершенными в результате недоразу­мений, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности четко осознать социальную норму и свое­образного подхода к ситуации. Неспособность правильно организовать и контролировать свои контакты и своеоб­разие мышления могут обусловливать связь этих лиц с девиантными группами. Такая связь служит одной из наиболее частых причин их асоциального поведения.

Такой тип профиля характерен для подростков с вы­раженной тенденцией относится к окружающим с недо­верием, воспринимать их как источник потенциальной опасности или во всяком случае как людей чуждых. По­стоянное ощущение угрозы может толкать их на превен­тивное нападение. Если такой стереотип поведения сох­раняется в зрелые годы, он способствует нарастанию отгороженности и отчуждения и усилению нарушений со­циальной адаптации.

В тех случаях, когда нарушение межличностных свя­зей и нарастающая аутизация сопровождаются формиро­ванием аффективно заряженной идеи или группы идей, профиль методики многостороннего исследования лично­сти характеризуется сочетанием пиков на шестой и восьмой шкалах. Выраженные повышения профиля на этих шкалах (особенно три отсутствии подъемов «а шкалах невротической триады) свидетельствуют о склонности к формированию трудно корригируемых или некорригируемых концепций, связанных с представлением о наличии угрожающих или опасных действий окружающих. Для них характерна выраженная избирательность перцепции, при которой воспринимается преимущественно информа­ция, подкрепляющая уже сформированную концепцию. Если такой отбор информации выражен настолько, что приводит к утрате контакта с реальностью, а межлич­ностные отношения организуются на базе некорригируе-мых концепций, то испытуемый с описываемым типом профиля заменяет реальное общество псевдообществом, представляющим собой совокупность его собственных проекций. В клинике это проявляется бредовыми синд­ромами.

В этом процессе может играть роль также механизм аутистической коммуникации, проявляющийся, в частно­сти, формированием галлюцинаторных образов. В тех случаях, когда галлюцинаторные переживания полно­стью определяют поведение, можно говорить об аутисти­ческой обществе (Cameron, Magaret, 1953).

При умеренной выраженности пиков профиля на ше­стой и восьмой шкалах может отмечаться только со­четание аутизации, дистанцирования, отчуждения с- ри­гидностью, и стремлением возложить на окружающих вину за нарушение межличностных отношений, жизнен­ные трудности и эмоциональные конфликты.

Если склонность ориентироваться на внутренние кри­терии и коммуникативные затруднения сочетается с вы­званной этими затруднениями тревожностью (что, в частности, характерно для юношей и девушек с выра­женными чертами инфантильности), то профиль методи­ки многостороннего исследования личности может ха­рактеризоваться изолированным и более или менее рав­номерным подъемом на седьмой и восьмой шкалах.

У лиц с таким типом профиля депрессивные тенден­ции, отмечающиеся вне зависимости от картины про­филя на второй шкале, сочетаются с раздражитель­ностью и тревожностью или ощущением повышенной утомляемости и апатии.

Если повышение профиля на седьмой и восьмой шкалах наблюдается при наличии и других пиков про­филя, то их соотношение отражает либо преобладание тревожности (при относительно более высокой седьмой шкале), либо склонность к возникновению устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения (при относи­тельном преобладании восьмой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: