Ганчарик Л.П.
Информационные технологии в управленческой деятельности
Электронный курс лекций
для слушателей по специальностям переподготовки
Института государственной службы
Минск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 4
1. Общая характеристика управленческих процессов, поддерживаемых информационными технологиями.. 6
2. Система организационных знаний руководителей в сфере информатизации.. 10
3. Система функциональных знаний руководителей в сфере информатизациИ 26
4. Информационные технологии в маркетинге организации.. 41
5. Организация системной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования кадров с использованием современных информационных технологий.. 51
5.1 Система электронного обучения Академии управления. 53
5.2 Система поддержки самообразования кадров в сфере управления. 55
6. Прикладные информационные системы в управлении.. 59
6.1 Электронная почта органов государственного управления. 59
6.2 Единая информационная система контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь. 64
|
|
6.3 Автоматизированная информационная система АИС «Резерв». 68
6.4 Система КАНЦЛЕР. 71
6.5 Информационная система "Галактика". 72
6.6 1С:Бухгалтерия 8.0 для Беларуси. 79
6.7 Информационная система Lotus Domino/Notes 87
6.8 Прикладные пакеты офисного назначения. 92
7. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПРИНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ.. 95
7.1 Методология государственного управления в сфере обеспечения информационной безопасности. 95
7.2 Организационная структура органов государственного управления беларуси по обеспечению безопасности в информационной сфере. 101
7.3 Основные направления совершенствования системы госуправления в сфере обеспечения информационной безопасности. 108
8. Развитие информационного общества в Беларуси.. 111
8.1 Итоги реализации Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» 111
8.2 Стратегия развития информационного общества в Беларуси. 115
8.3 Электронное правительство. 125
ЛИТЕРАТУРА.. 135
ГЛОССАРИЙ.. 137
Тестовые задания для контроля знаний по КУРСУ.. 139
Вопросы к ЗАЧЕТУ.. 144
Введение
В последние десятилетия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приобрели статус одного из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ, и ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу – это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно информационные технологии в современном мире стали если не стрежневой основой, то базисной платформой эффективного подхода к организации многих систем и контуров (хозяйственных, социальных, управленческих, коммуникационных и т.д.). Все чаще в качестве возможного резерва роста эффективности социальных процессов и управленческих функций обозначают информатизацию. Только с помощью ИКТ можно превратить просто информацию в систему знаний о возможности ее конкретного ситуационного применения, чтобы обеспечить ее максимально глубокий системный анализ, накопление как ценного эмпирического материала, прямую связь с процессом выработки управленческих решений для повышения степени их объективности и адекватности сложившейся ситуации или развитию событий.
|
|
Нельзя не переоценить роль информатизации и в сфере государственного управления. Как отметил Глава государства, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, – «система государственного управления должна выйти на качественно новый уровень для достижения конечного результата – улучшения условий жизни и повышения благосостояния белорусских граждан». Решение этой задачи, в первую очередь, связано с повышением эффективности институтов власти и напрямую зависит от того, насколько адекватен госаппарат новым веяниям времени, связанным с последними достижениями в области информатизации.
В сфере государственного управленияИКТ становятся ключевым фактором повышения эффективности управления, позволяя перейти на качественно новый уровень реализации всех функций госуправления, прежде всего контроля, сбора и анализа информации, организации системы информационно–аналитического обеспечения выработки, принятия, реализации и оценки эффективности управленческих решений.
ИКТ способствуют установлению оперативной обратной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность государственных органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой – появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе, по отдельным социальным группам). ИКТ дают возможность свободного доступа широких слоев населения к информации и их активного участия в общественно–политической жизни страны.