ВВЕДЕНИЕ
Основной тенденцией развития машиностроения является переход от универсального технологического оборудования к гибким производственным системам (ГПС), позволяющим быстро начать производство новых видов продукции с минимальными затратами денежных средств и времени.
Изготовление продукции машиностроения ведется в цехах заводов, проекты которых разрабатываются научно – проектными институтами той отрасли промышленности, для которой будет выпускаться продукция.
Предметом изучения в курсе «Проектирование цехов и автоматизированных участков» является технология разработки проектов автоматизированных участков и цехов машиностроительных заводов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Основные понятия и определения
Генеральный план завода – это чертеж, на котором нанесено расположение всех его зданий и сооружений, рельсовых и безрельсовых дорог, подземных и наземных сетей, увязанных с рельефом местности и благоустройством территории.
Чаще всего генплан завода имеет форму прямоугольника с соотношением сторон 1:2 или 2:3.
План территории завода ориентируется относительно сторон света и направления господствующих ветров, таким образом, чтобы создавались наиболее благоприятные условия для аэрации (организованного естественного воздухообмена, осуществляемого за счет разности плотностей наружного и внутреннего воздуха и воздействия ветра на стены и покрытия здания) и естественного проветривания заводской территории.
Относительно жилых массивов города заводская территория должна располагаться так, чтобы преобладающие ветра не дули в сторону жилых зданий.
Между территорией завода и жилым массивом должна располагаться санитарно – защитная зона шириной от 50 до 100 метров (в зависимости от категории вредности производства завода). Для машиностроительных заводов с литейными цехами это 4 категория вредности.
Производственная деятельность завода осуществляется входящими в его состав: цехами, службами, подразделениями и хозяйствами.
Принято подразделять все цехи завода в зависимости от назначения продукции, выпускаемой ими:
1. основные производственные (в которых выполняется обработка и сборка деталей, сборочных единиц и изделий, составляющих основную производственную программу предприятия):
¨ заготовительные (правка, резка, зацентровка, обдирка сортового проката, раскрой листового проката, изготовление отливок, поковок, штамповок для основной продукции предприятия);
¨ обрабатывающие (механические, термические, прессовые, котельно-сварочные, металлических конструкций, металлопокрытий, окрасочные, деревообрабатывающие);
¨ сборочные (узловой, общей сборки и испытания машин);
2. подсобные производственные (в которых производится продукция, необходимая для обеспечения выпуска готовых изделий в основных цехах):
¨ тарные;
¨ картонажные;
3. вспомогательные цехи (обеспечивающие работу производственных цехов):
¨ инструментальные;
¨ ремонтно-механические и ремонтно-строительные;
¨ модельные;
¨ электроремонтные;
¨ экспериментальные;
¨ энергетические (электросиловые, теплосиловые, газовые);
¨ обслуживания сетей водоснабжения, канализации, теплофикации; водозаборные сооружения; водохранилище; насосные и очистные станции.
4. обслуживающие цехи (транспортные, складские) и службы (центральная заводская лаборатория; заводоуправление; главного: конструктора, технолога, механика, метролога; столовые, поликлиника, учебная сеть, пожарное депо; связь; сигнализация, часовое хозяйство и вычислительная сеть).
При проектировании завода всегда учитывают функциональные связи между его цехами, службами и подразделениями, зависящие от характера выпускаемой продукции, размеров и формы территории завода.

Для учета и выявления этих связей обычно составляют технологическую схему производства (рис. 1.1), которая позволяет:
¨ наглядно представить последовательность производственного процесса;
¨ установить рациональное расположение зданий и сооружений завода;
¨ определить схему и направление основных грузопотоков.
Доставка грузов на завод и перемещение их внутри завода осуществляется по трем транспортным схемам (рис. 1.2):
¨ продольной (перемещение грузов вдоль длинной стороны здания);
¨ поперечной (перемещение вдоль короткой стороны здания);
¨
![]() |
комбинированной.
Производственные здания, в которых ведется изготовление продукции, подразделяются на следующие виды (в зависимости от процессов осуществляемых в них):
¨ основные производственные;
¨ обслуживающие;
¨ вспомогательные.
По объемно – планировочным и эксплуатационным режимам, а также по ряду специальных признаков все заводские здания классифицируются:
1. по степени капитальности;
2. по огнестойкости и степени пожарной опасности;
3. по количеству этажей (одно или многоэтажные);
4. по способам освещения и вентиляции (со световыми и аэрационными фонарями или бесфонарные);
5. по наличию подъемных кранов (крановые или бескрановые);
6. по подаче тепла (отапливаемые или не отапливаемые);
7. по форме покрытий здания (с плоскими или скатными крышами);
8. по удалению атмосферных осадков (с наружным или внутренним водостоками).
Для предприятий машиностроительной промышленности применяются в основном одноэтажные здания с полным каркасом, т.е. несущими элементами являются колонны, а наружные стены служат лишь ограждающим элементом.
Структурными основными частями здания являются пролеты (объемная часть здания, ограниченная двумя рядами несущих колонн).
Основными строительными параметрами здания в плане (вид сверху) являются (рис. 1.3):
¨ ширина пролета (расстояние между продольными разбивочными осями) – L;
¨ шаг колонн (расстояния между поперечными разбивочными осями) – t;
¨ сетка колонн – L´t (L=18; 24; 30; 36 м; t=6;12 м);
¨
![]() |
![]() |
высота пролета – h (расстояние от чистого пола до низа несущих конструкций h=6; 7,2; 8,4; 10,8; 12,6; 16,2; 18; 19,8 м).
Рис. 1.3. Схема объемных строительных параметров здания
При строительстве зданий широко применяют унифицированные типовые секции (УТС) частей здания, представляющие собой объемную часть здания, состоящую из одного или нескольких одинаковых пролетов постоянной высоты.
![]() |
Фундаменты для полно каркасных зданий применяют обычно железобетонные стаканного типа отдельно стоящие (рис. 1.4). На них опираются колонны и фундаментные балки.
Рис. 1.4. Сборный железобетонный фундамент стаканного типа










