Наиболее успешной (по признаку распространенности в умах маркетологов и ученых) из "расширенных" трактовок комплекса маркетинга сейчас можно назвать концепцию "7Р", в которой к "4P" добавляются еще 3: People, Process и Physical Evidence.
Люди (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу купли-продажи;
Процесс покупки (PROCESS) – то, что связано с деятельностью покупателя по осуществлению выбора товара;
Физический атрибут (PHYSICAL EVIDENCE) - материальный предмет, который может служить для клиента подтверждением факта оказания услуги.
Эта концепция изначально создавалась для маркетинга услуг, однако сейчас все большее число исследователей пытаются применять ее и к "товарному" маркетингу. Что, тем самым, делает ее еще более уязвимой для критики.
Другие "Р"
Введение новых элементов в комплекс маркетинга обычно обосновывается критикой канонической формулы "4P". В основном концепцию "4Р" критикуют за то, что она ориентирована на микроуровень и затрагивает лишь продавца. При этом для расширения списка "P" обычно используются:
|
|
Упаковка (PACKAGE);
Покупка (PURCHASE) - представляет собой не только предпосылки к осуществлению покупки, но также и последствия принятия такого решения;
Персонал (PERSONNEL);
Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES/SURROUND) – условия, создаваемые продавцом с целью более эффективной реализации своего товара;
Прибыль (PROFIT) – капитал, полученный в виде дохода относительно вложенных средств;
Связи с общественностью (PR, PUBLICITY) - создает положительную репутацию продукту и организации в целом;
14. Какой из перечисленных ниже факторов не относится к элементам социально-экономического окружения:
???А). Учетная ставка Центрального банка.
Б). Темп инфляции.
В). Налоговое законодательство.
Г). Распределение регионов страны по уровню денежных доходов населения.
Соотнесите понятия «маркетинг» и «продажа»: или АБВ
А). Маркетинг предшествует продаже.
Б). Маркетинг имеет место в момент продажи.
В). Маркетинг имеет место после продажи.
Г). Маркетинг как предшествует продаже, так и имеет место в процессе продажи.
Какова роль маркетинговых служб в решении задач развития предприятия?
А). Помогают выявить резервы производства.
Б). Помогают повысить цену на выпускаемую продукцию.
В). Ориентируют производственно-хозяйственную деятельность в целом на запросы потребителей и требования рынка.