Лев Толстой

Очиненность начертаний, безыскуственность, простота, экономия в движениях и в то же время тончайшая гармония в сочетаниях составных элементов письма,— вот что характеризует почерк Толстого.

Рисунки отдельных букв, правда, могут казаться и некрасивыми, в них наблюдаются неправильности, изломы, но они образуют одно гармоническое целое, графологически определяющее собою степень внутренней культуры человека.

Почерк Толстого остается в памяти. Имеет свое собственное "я". Он сразу узнается среди тысячи других. В нем нет ни неврастенической изломанности письма Гоголя, ни кокетливой вычурности пушкинских букв, ни штрихообразований, уснащенности точками и тире почерка Достоевского. Он, правда, не отличается постоянством Горьковско-го письма,— почерк Толстого менялся,— менялся фиксируя всю сложность внутренних переживаний своего великого автора.

Старости почерк Толстого не знал,— наоборот, в последних письмах виден чисто юношеский подъем, пыл, увлекаемость. Да и во всем его почерке отражался всегда своего рода внешний оптимизм.

Запоминается ровность вытянутости букв и строк, резкие углы в соединениях, как бы являющиеся отражением его заостренной мысли.

Прежде сознание, а потом действие. Ничего бессознательного в почерке, ни одного лишнего штриха.

Исключительно характерен рисунок буквы "н",— "Толстовское н", как говорят современные графологи, встречая подобное начертание буквы. Надо сосчитать, сколько пишущих движений необходимо употребить на его исполнение. Не легче ли "н" написать как "и", что и делает большинство.

Вот в этом и выражалась настойчивость в достижении поставленных целей, воля, тщательность отношения к принятым на себя обязанностям.

Но не всегда это "н", есть и срывы. Его личная жизнь. Его интимная мягкость. Его частое самоопровержение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: