Тема 1. Основы персонологии. Структура психологии личности и основные понятия

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Проблема личности и уровни методологии науки.

Человек и его место в различных системах. Человек и мир человека. Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

Понятие об индивидных свойствах человека. Индивидно-типические свойства человека: конституционные типологии в психологии. Понятие личности. Структурные компоненты личности: характер, способности, самосознание, мотивация.

Классические понятия психологии личности. Рост, созревание, понятие развития. Среда и наследственность: схема двухфакторной детерминации личности. Деятельностный подход к развитию: личность как причина себя. Категория деятельности. Закон взаимодействия личности и деятельности. Теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Методологические принципы психологии личности. Принцип системности: уровни, компоненты и механизмы структурной организации личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин). Принцип активности и три подхода, раскрывающие этот принцип (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Принцип развития: детерминанты, уровни и стадии развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Н. МакВильямс), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), принцип детерминизма (Дж. Уотсон, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип единства теории, эксперимента и практики (Д. Кэмпбелл, В.Н. Дружинин, Т.В. Корнилова).

Темы семинара:

1. Предмет психологии личности и исследовательские вопросы Понятие о стратегиях исследования и методах сбора данных в психологии. Процедура: студенты разбиваются на группы, и каждая группа предлагает наиболее интересный ей исследовательский вопрос из области общей психологии. После получения списка вопросов вся группа обсуждает возможные пути исследования этих вопросов, перечисляя основные известные методы.

2. Актуализация знаний, полученных в курсах общей и социальной психологии на материалах кейсов и в творческих заданиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: