Уровни развития способностей

Задание 6. Подберите понятия к предложенным характеристикам.

Принято выделять уровни развития способностей: задатки, способности, талант, гениальность.

Таблица 5

Понятие Характеристика Педагогическая ситуация
  Гениальность Необычный уровень развития талантов, ценящихся в рамках его культуры. Определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами.  
  Задатки Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.  
  Способности Индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.  
  Талант Способность задействовать свои несознаваемые, подсознательные и потому проявляющиеся всегда спонтанно психические силы в направлении интереса, призвания; называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.  

Решите педагогические ситуации, представленные ниже, впишите индекс ситуации в соответствующую строку Таблицы 5.


Психолого-педагогические ситуации:

А. «Как мне трудно с моим сыном Колей! – обратилась мать к педагогу. – Мне кажется, что он любознателен не в меру. Он уже читает, считает, пишет. Если мы не можем ответить на его вопросы, он просит найти соответствующую литературу. А ему только 4 года. Может быть, это ненормально? Что же мне с ним делать?»

Раннее развитие – что это? Как воспитывать такого ребенка?

Кто может определить – раннее это развитие или нет?

Б. Воспоминания Бертрана Рассела о Людвиге Витгенштейне.

« Пожалуй, он был самым замечательным образцом... человека - творческого, сосредоточенного, страстного, основательного и склонного к доминированию. Его отличали благородство и непритязательность, которые были редкими качествами, свойственными разве что Джорджу Муру. Я помню, как однажды мы оба были на заседании Аристотелевского общества и я вежливо объяснял что-то нескольким невеждам. После заседания он набросился на меня с упрёками, он упрекал меня в моральной деградации, почему это я не сказал глупцам, что они глупцы. Его жизнь была бурной и полной злоключений, но он обладал исключительной энергией. Он жил на молоке и овощах. Он имел привычку приходить ко мне в полночь и, как дикий зверь, ходил взад и вперёд в возбуждённом молчании в течение трёх часов. Однажды я спросил его: «Вы думаете о логике или о своих грехах?» «И о том, и о другом», - ответил он, продолжая шагать. Я боялся заикнуться о том, что пора спать. Было похоже, что если он покинет меня, он покончит жизнь самоубийством. В конце своего первого семестра в Тринити он пришёл ко мне и спросил: «Вы думаете, что я абсолютный идиот?» «Почему Вы спрашиваете?» - сказал я. Он ответил: «Потому что, если я идиот, я должен заниматься аэронавтикой, а если я не идиот, я должен стать философом». Я сказал ему тогда: «Мой дорогой друг. Я не знаю, абсолютный Вы идиот или нет, но если в течение каникул Вы напишите мне статью на любую философскую тему, которая заинтересует вас, я прочту её и выскажу свое мнение». Он так и сделал и к началу следующего семестра принёс мне статью. Как только я прочел её начало, я понял, что передо мной... человек и посоветовал ему бросить аэронавтику.

В. Одаренные дети в раннем дошкольном возрасте могут отлично играть на одном или нескольких инструментах; другие дети решают достаточно сложные задачи, а малыши с отличной памятью запоминают огромные отрывки из книг или услышанных речей. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).

Г. Из исследований Теплова известно, что абсолютный слух выступает необходимым условием для формирования музыкальных способностей. На абсолютном слухе можно сформировать композиторские способности, способности к настраиванию музыкальных инструментов, или акустические способности, необходимые в военно-морской и инженерной деятельности.

Впечатляет история семьи германских музыкантов Бахов. В первый раз музыкальные возможности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, отводил душу после работы музыкой и пением. У него было 2 отпрыска, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, узнаваемых в Германии, в протяжении 2 веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов,из их более 20 — выдающиеся. Но всемирную славу этой фамилии принес превосходный композитор Иоганн Себастьян Бах.


У ровни способностей с позиции деятельностного подхода

Задание 7. Запишите по 2 примера уровня развития общих или специальных способностей из конспектов своих уроков, занятий.

Таблица 6

Уровень Характерные особенности Примеры учебных заданий
Репродуктивный обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью    
Продуктивный обеспечивает создание нового, оригинального    
Следует, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: