Таблица 2
Адекватная | Неадекватно завышенная | Неадекватно заниженная |
1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.
2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг к другу.
3. Не «пилить» и не ругать при всем классе.
4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.
5. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других.
6. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражательно, и когда они видят, как учитель беседует с их одноклассником, тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному».
7. Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.
8. Исключить ситуации в школьной жизни, способные вызвать у детей страх, наказания.
9. Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.
|
|
10. Принимать право ребенка на ошибку, на настроение, на безнаказанное положение причин невыполнения какого-либо задания и пр.
11.0существлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка - его уровня развития, привязанностей, представлений и т.п.
12. Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.
Задание 4. Заполните пробелы в таблице. По психологической характеристике определите уровень самооценки школьника. Приведите частный пример.
Таблица 3
| Надеется на удачу, самоуверен, насмешлив к окружающим, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости. | Неуравновешенность, несдержанность эмоции, радость может резко сменить отрицательные эмоции. | Громкая, требовательная, быстрая речь, навязывающая; резкая, выразительная мимика. |
| Не уверен в себе, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки. | Замедленная, немногословная, затрудненная, взволнованная, с просительно-нерешительными интонациями речь; невыразительная, небогатая мимика. | Эмоциональная пассивность, часто угнетенное пониженное настроение. |
| Разнообразные соответствующие ситуации эмоции: радость, сострадание, горе и т.д. | Желания разнообразные, устойчивые, не слабеют при преградах, гибкие, самостоятельные. | Уверен в себе, не унывает, объективно оценивает себя. |
| Желания однообразные, неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают а, превращаются в нереализуемые мечты. | Пассивны, зависимы от расположения партнера. | Не уверен в себе, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки. |
| Подчиняются, если только соучаствуют в руководстве, стремятся общаться со старшими на равных, вызывающе. | Гневно реагируют на критику, неподчинение, горделивы, обидчивы | Сопротивляются воле старших. |
Ключ: неадекватно завышенный уровень, неадекватно заниженный уровень, адекватный уровень.
|
|