Медико-экологический мониторинг

Мониторинг

Мониторинг окружающей среды (МОС) - комплекс мероприятий по определению состояния биосферы и слежению за нарушениями экологического равновесия.

Рис. 2. Схема мониторинга

Мониторинг окружающей природной среды (МОПС) - долгосрочные наблюдения за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния ОПС, ее загрязнения. Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) - система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека. Социально-экологический мониторинг» (СЭМ) - система повторяющихся наблюдений за отношением населения (общественного мнения) к экологическим проблемам.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

  • оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
  • выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;
  • создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Основные задачи экологического мониторинга:

  • наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
  • наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
  • наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
  • оценка фактического состояния природной среды;
  • прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки (рис. 3).

Рис. 3. Роль наблюдений в системе оценки окружающей среды

Мониторинг подразделяют:

  1. По методам ведения: Биологический; химический; геофизический; автоматический (чаще говорят «автоматический контроль»); дистанционный (космический, авиационный и др.).
  2. По объектам наблюдения экологический мониторинг подразделяется на: биосферный; климатический; мониторинг океана; генетический; источников загрязнения и др.
  3. По масштабам обобщения информации различают: глобальный (биосферный) мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли; национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами; региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством, а следовательно подверженных антропогенному воздействию; локальный мониторинг, к нему относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий; импактный - «точечный» мониторинг источников загрязнения (МИЗ).

16. Основные задачи общественного экологического мониторинга

Далеко не все задачи, которые выполняет экологический мониторинг, целесообразно ставить перед собой общественности. С нашей точки зрения, основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, — повышение доступности экологический информации для общественности. Повышение доступности достигается как путем нарушения государственной монополии на информацию, так и путем получения дополнительных сведений, которыми не располагают государственные службы, а также с помощью обобщенного анализа всей доступной информации и адаптации ее для различных типов аудитории. Отметим, что такая постановка цели приводит к необходимости обращаться в тексте к видам деятельности, которые выходят за рамки классического понятия мониторинга, но тесно связаны с ним.

Как правило, общественный экологический мониторинг организуется с целью принятия активных мер. В некоторых случаях общественные организации предполагают обращение в органы власти, в других — пытаются оказывать давление на предприятия; иногда планируются прямые действия, направленные на улучшение состояния объекта наблюдений. В этом смысле можно говорить, что общественный экологический мониторинг неразрывно связан с общественным экологическим контролем и служит информационной базой последнего.

Таблица 8. Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия

Виды мониторинга Объекты наблюдений и оценки Возможность общественного участия
Мониторинг источников воздействия и отходов Сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции При правильной организации общественный экологический мониторинг источников воздействия может оказаться очень эффективным. Мощная приборная база далеко не обязательна: многие задачи могут решаться простейшими методами, в том числе и не требующими специального оборудования (визуальные наблюдения, фотодокументирование и т.п.)
Мониторинг факторов воздействия Физические, химические, биологические факторы воздействия Эффективность этого вида мониторинга также может быть достаточно велика. Обычно требуется некоторое оборудование. Выбор оборудования зависит от задач, которые ставит перед собой группа
Мониторинг состояния биосферы Геофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами); биологический мониторинг (биота) Некоторое место для общественных действий все же имеется и здесь — прежде всего в части защиты биоты в зонах интенсивного воздействия. Однако в целом эффективность общественного мониторинга на этом уровне невелика

Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции, как:

  1. Создание альтернативного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
  2. Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно.
  3. Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены (по разным причинам).
  4. Развитие экологического образования и просвещения.

Особого упоминания заслуживает новая, но, с нашей точки зрения, перспективная задача общественного мониторинга. Речь идет о постпроектном анализе — оценке реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с воздействиями, предсказанными на этапе разработки проекта.

19. Национальныймониторинг

Национальныймониторингэтомониторинг

,

объектамианализа

которого

,

учитываяплощадьигеографическоеположение

государства

,

являютсятрансконтинентальныемиграции

ингредиентовватмосфере

,

большихречныхсистемах

,

моряхи

океанах

.

Обеспечиваеторганизационно

-

самостоятельныеипроводимыена

общихпринципахследующиевидыподсистем

:

мониторингземель

,

поверхностныхвод

,

подземныхвод

,

атмосферноговоздуха

,

озонового

слоя

,

растительногоиживотногомира

,

атакжерадиационный

мониторинг

,

Геофизическиймониторингвмасштабахгосударства

.

Медико-экологический мониторинг

февраля 8, 2008

Оценка риска здоровью человека, который обусловливается загрязнением окружающей среды, является в настоящее время одной из важнейших медико-экологических проблем, решение которой потребовало создания информационного фонда медико-экологического мониторинга в виде автоматизированных баз данных и разработки концептуальной модели исследуемой предметной области, определяющей перечень необходимых показателей и структуру информационных потоков с указанием взаимосвязей между ними [23].

Медико-экологические исследования, проведенные в различных по природно-климатическим и социально-экономическим условиям городах, свидетельствует о перспективности экологического подхода к анализу состояния здоровья населения, прежде всего, детей.

На основе обобщения многочисленных экспериментальных данных в основных чертах сформулированы общие методические принципы территориального медико-экологического анализа [7]:

1. Приоритетность эпидемиолого-статистических методов анализа медико-статистических данных, закономерности пространственно-временной динамики которых проявляются лишь в больших по численности населения группах.

2. Учёт региональной специфики взаимосвязей состояния здоровья населения и качества окружающей среды.

3. Необходимость учета порогов воздействия и эффекта суммации вредных факторов риска.

Репрезентативным периодом обследования считается 3-5-летний временной интервал. Все шире внедряются бальные оценки в анализ экологического состояния и оценку комфортности городской среды.

выбросы заводов, фабрик

концентрации различных химических веществ

и увеличение смертности носеления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: