Мониторинг
Мониторинг окружающей среды (МОС) - комплекс мероприятий по определению состояния биосферы и слежению за нарушениями экологического равновесия.
Рис. 2. Схема мониторинга
Мониторинг окружающей природной среды (МОПС) - долгосрочные наблюдения за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния ОПС, ее загрязнения. Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) - система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека. Социально-экологический мониторинг» (СЭМ) - система повторяющихся наблюдений за отношением населения (общественного мнения) к экологическим проблемам.
|
|
Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
- оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
- выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;
- создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Основные задачи экологического мониторинга:
- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
- оценка фактического состояния природной среды;
- прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки (рис. 3).
Рис. 3. Роль наблюдений в системе оценки окружающей среды
Мониторинг подразделяют:
- По методам ведения: Биологический; химический; геофизический; автоматический (чаще говорят «автоматический контроль»); дистанционный (космический, авиационный и др.).
- По объектам наблюдения экологический мониторинг подразделяется на: биосферный; климатический; мониторинг океана; генетический; источников загрязнения и др.
- По масштабам обобщения информации различают: глобальный (биосферный) мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли; национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами; региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством, а следовательно подверженных антропогенному воздействию; локальный мониторинг, к нему относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий; импактный - «точечный» мониторинг источников загрязнения (МИЗ).
16. Основные задачи общественного экологического мониторинга
|
|
Далеко не все задачи, которые выполняет экологический мониторинг, целесообразно ставить перед собой общественности. С нашей точки зрения, основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, — повышение доступности экологический информации для общественности. Повышение доступности достигается как путем нарушения государственной монополии на информацию, так и путем получения дополнительных сведений, которыми не располагают государственные службы, а также с помощью обобщенного анализа всей доступной информации и адаптации ее для различных типов аудитории. Отметим, что такая постановка цели приводит к необходимости обращаться в тексте к видам деятельности, которые выходят за рамки классического понятия мониторинга, но тесно связаны с ним.
Как правило, общественный экологический мониторинг организуется с целью принятия активных мер. В некоторых случаях общественные организации предполагают обращение в органы власти, в других — пытаются оказывать давление на предприятия; иногда планируются прямые действия, направленные на улучшение состояния объекта наблюдений. В этом смысле можно говорить, что общественный экологический мониторинг неразрывно связан с общественным экологическим контролем и служит информационной базой последнего.
Таблица 8. Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия
Виды мониторинга | Объекты наблюдений и оценки | Возможность общественного участия |
Мониторинг источников воздействия и отходов | Сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции | При правильной организации общественный экологический мониторинг источников воздействия может оказаться очень эффективным. Мощная приборная база далеко не обязательна: многие задачи могут решаться простейшими методами, в том числе и не требующими специального оборудования (визуальные наблюдения, фотодокументирование и т.п.) |
Мониторинг факторов воздействия | Физические, химические, биологические факторы воздействия | Эффективность этого вида мониторинга также может быть достаточно велика. Обычно требуется некоторое оборудование. Выбор оборудования зависит от задач, которые ставит перед собой группа |
Мониторинг состояния биосферы | Геофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами); биологический мониторинг (биота) | Некоторое место для общественных действий все же имеется и здесь — прежде всего в части защиты биоты в зонах интенсивного воздействия. Однако в целом эффективность общественного мониторинга на этом уровне невелика |
Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции, как:
|
|
- Создание альтернативного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
- Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно.
- Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены (по разным причинам).
- Развитие экологического образования и просвещения.
Особого упоминания заслуживает новая, но, с нашей точки зрения, перспективная задача общественного мониторинга. Речь идет о постпроектном анализе — оценке реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с воздействиями, предсказанными на этапе разработки проекта.
19. Национальныймониторинг
Национальныймониторингэтомониторинг
,
объектамианализа
которого
,
учитываяплощадьигеографическоеположение
государства
,
являютсятрансконтинентальныемиграции
ингредиентовватмосфере
,
большихречныхсистемах
,
моряхи
океанах
.
Обеспечиваеторганизационно
-
самостоятельныеипроводимыена
общихпринципахследующиевидыподсистем
:
мониторингземель
,
поверхностныхвод
,
подземныхвод
,
атмосферноговоздуха
,
озонового
слоя
,
растительногоиживотногомира
,
атакжерадиационный
мониторинг
,
Геофизическиймониторингвмасштабахгосударства
.
Медико-экологический мониторинг
февраля 8, 2008
Оценка риска здоровью человека, который обусловливается загрязнением окружающей среды, является в настоящее время одной из важнейших медико-экологических проблем, решение которой потребовало создания информационного фонда медико-экологического мониторинга в виде автоматизированных баз данных и разработки концептуальной модели исследуемой предметной области, определяющей перечень необходимых показателей и структуру информационных потоков с указанием взаимосвязей между ними [23].
|
|
Медико-экологические исследования, проведенные в различных по природно-климатическим и социально-экономическим условиям городах, свидетельствует о перспективности экологического подхода к анализу состояния здоровья населения, прежде всего, детей.
На основе обобщения многочисленных экспериментальных данных в основных чертах сформулированы общие методические принципы территориального медико-экологического анализа [7]:
1. Приоритетность эпидемиолого-статистических методов анализа медико-статистических данных, закономерности пространственно-временной динамики которых проявляются лишь в больших по численности населения группах.
2. Учёт региональной специфики взаимосвязей состояния здоровья населения и качества окружающей среды.
3. Необходимость учета порогов воздействия и эффекта суммации вредных факторов риска.
Репрезентативным периодом обследования считается 3-5-летний временной интервал. Все шире внедряются бальные оценки в анализ экологического состояния и оценку комфортности городской среды.
выбросы заводов, фабрик
концентрации различных химических веществ
и увеличение смертности носеления