Единомышленников. Ансамбль и индивидуальность, актер и режиссер
Нашли в спектаклях БДТ свое естественное и обогащающее
Взаимодействие. Этот пример, воплотивший художе-
Ственные, организационные и этические принципы Станиславского
И Немировича-Данченко, опровергал бытовавшие разговоры
О несовместимости индивидуального актерского творчества
И единовластной художественной роли режиссера, вновь
Практически доказывал, что театральный коллектив может быть
Содружеством талантливых индивидуальностей, а не усредненных,
Безликих исполнителей.
Товстоногов вывел на сцену новое поколение актеров, единых
В понимании искусства театра, обладающих яркой творческой
Самобытностью.
Н у ж н о отметить также, что школу Товстоногова прошли
В тбилисском и ленинградском театральных институтах и
В БДТ многие режиссеры, занимающие ныне видное место в нашем
Сценическом искусстве: М. Туманишвили, Г. Лордкипанидзе,
|
|
З. Корогодский, И. Владимиров, М. Рехельс, Р. Агамирзян,
Р. Сирота и многие другие.
Позднее, когда авторитет главного режиссера приобретает
Весомость авторитета художественного руководителя, хотя
В штатном расписании все остается по-прежнему, Товстоногов
Скажет, что XX век —это век атома и режиссуры. Право на
Шутливую и гордую фразу нужно было завоевать, делом поднимая
Значение режиссера в театре.
Советская режиссура решала в эти годы ряд кардинальных,
Основополагающих творческих проблем, среди которых
Центральное место занимал вопрос об отношении к системе
К. С. Станиславского.
Вставал вопрос о традициях и новаторстве, об отношении
К опыту предшествующих периодов, о критическом использовании
Традиций великих мастеров советской режиссуры. Накаленные
Обстоятельства развития театрального искусства в этот
Период лишили проблему спокойной академичности и придали
Ей острый, практический, актуальный характер.
В сфере театральной методологии в те годы шла напряженная
И серьезная борьба. Система Станиславского подвергалась
Нападкам.
Стоит вспомнить некоторые высказанные в те годы положения,
Чтобы уяснить себе ситуацию и суть споров.
Еще в 1950 году газета ≪Советское искусство≫ проводит
Дискуссию о системе Станиславского, разгорается спор о методе
Физических действий.
В 1956 году известный режиссер В. Бебутов без обиняков
изложил витавшую в театральном воздухе мысль. ≪Пора пон
|
|
я т ь,—писал он в журнале ≪Театр≫,—что система Станиславского
Отнюдь не является тем единственным ключом, который