Внимание и расценивалось критикой как новое в нашем
Искусстве.
Уже ____________прошли премьеры пьес В. Розова в ЦДТ в постановке
А. Эфроса, уже родился ≪Современник≫. Когда обдумывалась,
писалась и печаталась статья Н. Охлопкова, вышли ≪Пять вечеров
≫ А. Володина в Большом драматическом театре в постановке
Товстоногова.
Режиссер ≪Пяти вечеров≫ не мог не ответить автору статьи
≪Об условности≫. Товстоногов публикует ≪Открытое письмо
Николаю Охлопкову≫, с которого началась памятная дискуссия
о режиссуре на страницах журнала ≪Театр≫.
Выступая за расширение выразительных возможностей театра,
Утверждая, что театральному искусству никакие преграды
Не поставлены, если оно смело применяет реалистическую условность,
Охлопков был во многом прав. Но прав был и Товстоногов,
Когда, с одной стороны, указывал на издержки позиции
Своего оппонента, его явное преувеличение роли условности,
какими бы оговорками (≪реалистическая≫, ≪народная≫) она
|
|
Ни сопровождалась, а с другой —утверждал основу психологического
Направления в искусстве, возможности которого Охлопков
Явно недооценивал.
Спор этот был глубоко принципиальным: выяснялся воп
Р о с —откуда идет театр, что изначально питает его художественную
Природу. Изощренные комбинации режиссерских постановочных
Приемов с использованием всех находок мирового
Театра, собственная фантазия режиссера на тему драматурга
или реальная жизнь, ее ≪предлагаемые обстоятельства≫? Безграничность
Режиссерской фантазии или сознательное подчинение
Режиссерской воли логике жизни, отраженной в произведении
драматурга? ≪Благородное величие нашей профессии,— писал Товстоногов в ≪Открытом письме Николаю О х л о п к о в у ≫, — ее сила и мудрость —в добровольном и сознательном ограничении
Себя. Границы нашего воображения установлены автором,
И переход их должен караться как измена и вероломство по отношению
К автору. Найти единственно верный, самый точный,
на одну, только на одну эту самую пьесу условный прием — высокая и самая трудная обязанность режиссера≫.1
Товстоногов не защищал ≪подножный реализм≫, бескрылое
Правдоподобие как конечную цель творчества, он прозорливо
Считал, что искусство психологического реализма способно дать
Зрелые художественные плоды, занять ведущее место в театре,
Если оно найдет живые связи с духовным миром современного
|
|
Человека и, отбросив сектантскую замкнутость, открыто пойдет
Навстречу иным сценическим исканиям века.
Он верил, что искать следует в этом направлении, что лучшего