Свидетельство, что поиск был, шел интенсивно. Справедливости
О. Е ф р е м о в. О театре единомышленников.—В кн.: Режиссерское искусство
Сегодня. М., 1962, с. 342.
Ради нужно заметить, что таких издержек было немного и
у ≪Современника≫, и у БДТ.
Теоретическая защита и пропаганда Товстоноговым системы
Станиславского и практическое ее воплощение в спектаклях
Опять получали в контексте времени принципиальный характер.
Выступая в роли как бы традиционалиста, Товстоногов объективно
Оказывался новатором, ибо его поиск в области актерской
И режиссерской методологии выражал насущную художественную
Потребность всего театрального искусства.
Поучительность художественного пути и опыта Товстоногова
Решающим образом обеспечивается творческой принципиальностью
И последовательностью проведения в жизнь всем как
Будто известных принципов, смелостью последовательности,— хочется сказать.
С первых же шагов в Большом драматическом театре он
Делает реальным то, что в большинстве других театров остается
Лишь благим пожеланием, старательно выдаваемым за действительность.
Призыв к театру единомышленников осуществляется
Сразу и решительно, тезис о театре высокой литературы становится
Неколебимой реальностью, верность системе Станиславского
Воплощается в творческой практике каждодневно. Новаторский
Смысл работы Товстоногова обеспечен этой последовательностью.
Она же создает те чистые линии художественной
Жизни театра, которые позволяют говорить о школе, о направлении.
Непоследовательность не создаст направления, школа
невозможна без реального выполнения ее ≪правил≫.
Новаторство Товстоногова, при всей ≪традиционности≫ его
Методологических принципов, вырисовывается еще более ясно
При сопоставлении с общими закономерностями развития русского
И советского театрального искусства.
Режиссер как бы угадывает те главные, не подверженные
Заманчивой моде тенденции, которые лежат в основе процесса
Исторического развития театрального искусства.
Эти общие тенденции прокладывают себе дорогу среди густого
Многообразия форм, стилей, методов и индивидуальных
Решений. Одна из таких тенденций состоит в стремлении театрального
Искусства к психологическому реализму. Не раз и не
Два на протяжении бурного XX века выдвигались заманчивые,
Новые, революционные формы театра, готовые вот-вот уничтожить
за полной ненадобностью ≪обветшалый≫ психологизм, но