характера, соревнуется за место ≪документа эпохи≫.
Корабль сценического реализма получил дополнительный
Ход именно от режиссера.
Товстоногов пишет: ≪В своей работе я употребляю такой
термин —≪роман жизни≫. Для меня это является лекарством
От страшного гипноза опыта, который все время тянет в знакомые
Сценические условия.
Что это значит —≪роман жизни≫? Читая пьесу, я стремлюсь
Увидеть ее не в сценических формах, а, напротив, как бы воз18
Вращая себя к тем пластам жизни, которые стоят за пьесой, проб
ую перевести ее в ≪роман жизни≫. Какое бы произведение ни
Было передо мной, будь то психологическая пьеса или лирическая
Поэма в драматической форме, фантасмагория в духе
Сухово-Кобылина или народная сказка, водевиль или шекспировская
трагедия, я стремлюсь на первом этапе увидеть ≪роман
жизни≫, независимо от будущей сценической формы произведения.
Я пробую представить себе, скажем, ≪Грозу≫ Островского
|
|
Не как пьесу, где есть акты, явления, выходы действующих
Лиц, а как поток жизни, как действительно существовавшее
Прошлое, пытаюсь перевести пьесу с языка театра на язык
Литературы, сделать из пьесы роман, предположить, что передо
мной, например, не пьеса ≪Гроза≫, а роман ≪Гроза≫, в котором
Нет явлений, актов, реплик и ремарок. Я пытаюсь представить
Себе жизнь героев пьесы как жизнь реально существующих или
Существовавших людей. Мне важно, что с ними происходило
До появления на сцене, что они делали между актами пьесы.
Важно знать, что они думали. Больше всего мне хочется понять
Даже не что они говорят и делают, а чего они не говорят, чего
они не делают, но хотели бы сделать≫.1
Хотя Товстоногов рассматривает здесь термин ≪роман
жизни≫ в плане методики работы режиссера, нет сомнения,
Что это его всеобъемлющий творческий принцип, имеющий отнюдь
Не только методологическую ценность. Стоит заметить,
что ≪литературное≫ качество режиссуры распространено отнюдь
Не повсеместно, как иногда кажется. Имеющая принципиальное
Эстетическое значение, обладающая методологической ценностью,
эта ≪литературность≫ должна быть отмечена и как индивидуальное
Свойство режиссерского почерка Товстоногова.
Решение сцены Товстоногов проверяет, так сказать, литературой.
≪...Нас более всего удовлетворяло совпадение логики
сцены с логикой романа≫,—замечает он по поводу одной из
сцен ≪Идиота≫.2 Говоря о драматургии А. Володина, он находит
|
|
новое в его творчестве в том, что ≪построение драматургической