Больше жизненного содержания, чем видел театр раньше, они
Более тонко выявляли замысел драматурга, подчас расходясь
С ним самим, они придали классическим пьесам новое звучание,
Освободив классику от иных окостеневших навыков актерской
Игры.
Отношения режиссеров и профессиональных драматургов
все время были ≪любовно-склочными≫. Они не могли друг без
Друга, но все нараставшая требовательность режиссеров и неспособность
Драматургов удовлетворить ее толкали первых к постоянным
Изменам. Счастливой соперницей драмы стала проза.
Человек дела —режиссер, не переставая требовать с драматургии,
Пошел на поклон к прозе, у которой дела, как правило,
Обстоят лучше, нежели у драматургии.
Эта измена отнюдь не была потребительской попыткой восполнить
Прорехи в репертуаре. За ней крылось нечто большее,
Что осознано еще плохо, не всеми и не как закономерность.
Здесь же закономерность, свидетельство возрастающей роли режиссерского
Искусства, его обогащения. Объединив в своих руках
Несколько самостоятельных искусств, выработав свой художественный
Язык, режиссер стал свободен от былых театральных
Рамок. Он мог показать такую тонкость в передаче
Психологии, какая и не снилась старым театралам, он мог дать
На сцене движение масс, передать без единого слова атмосферу
Лунного вечера и моря в непогоду. Он мог все, если имел материал,
который позволял ему сказать ≪городу и миру≫ свое
Заветное режиссерское слово.
В авангарде движения шел Московский Художественный театр.
Инсценировки романов Достоевского, Толстого, Гоголя становились
Событиями в театральном мире, значение которых не
Исчерпано и сегодня.
В поисках нового, революционного материала он привлек
К активному сотрудничеству группу молодых советских писателей
и ошеломил новизной ≪Дней Турбиных≫, ≪Бронепоезда
14-69≫, порадовал ≪Растратчиками≫ В. Катаева, пьесами, которые
Были некогда романами и повестями.
Товстоногов продолжает и развивает эту линию. Попытка
Объяснить его творчество, его эволюцию с классических позиций
Драматургии, ее основополагающего влияния, с точки зрения
Изменений в выразительном языке театра, не дает полных
Результатов, ибо драматургия выразила отнюдь не все процессы
Общественной жизни и не с той полнотой, на которую претендовал
Режиссер, а отдельные, даже самые изобретательные режиссерские
Приемы в конечном счете еще ничего не определяют.