В платки и пледы, тесно сидя у рояля, играли и пели по-французски
лихие куплеты из ≪Мадемуазель Нитуш≫, которую они,
Наверное, видели в Париже во время своей счастливой, деятельной,
Мечтательной молодости.
Ставя пьесу Л. Рахманова, Товстоногов невольно включался
в творческий спор с фильмом ≪Депутат Балтики≫. Товстоногов,
Конечно, не руководствовался желанием сделать во что бы то ни
Стало не так, как было в фильме, по праву ставшем классикой
Советского кинематографа. Товстоногов исходил из нового ощущения
Истории, из сегодняшнего взгляда на людей и события
Революционной эпохи, из самого существа пьесы.
Спектакль и фильм могут стоять рядом —они не спорят д р у г
С другом. Однако спектакль отразил и не мог не отразить некоторые
Существенные моменты современности, и было бы
Странно, если бы сегодня режиссура Товстоногова не вобрала
В себя исторический опыт лет, прошедших со дня создания
|
|
Фильма.
Главное отличие спектакля от фильма заключается в том,
Что Товстоногов увидел в пьесе Рахманова, в истории Полежаева
(в вариант пьесы, созданный БДТ, внесены реальные
слова Тимирязева из статьи ≪Красное знамя≫, образ Полежаева
Еще более сближен с образом Тимирязева) трагедию, жанр
Пьесы переключился в трагедийную сферу. Режиссер всеми способами
Обострял тему одиночества Полежаева, его боль от по-
Тери привычного круга людей. Отношения с Викентием (М. Волков)
Были сложными, мучительными отношениями двух людей,
Один из которых понял движение истории, другой —молодой — не сумел переступить через привычный круг жизни, хотя истово,
До самоотречения верил профессору и любил его. Режиссер нашел
Метафору, которая раскрывала одиночество Полежаева,
Холод этого одиночества и непонимания,—сцену на улице в промозглый
Петроградский вечер, когда профессор слышит крики
газетчиков, обличающих его как ≪немецкого шпиона≫. Сцены
Этой не было в тексте пьесы. Катарсисом в этой трагедии был
Финальный разговор с В. И. Лениным и речь перед уходящими
На фронт матросами.
Трагедия Полежаева не ослаблялась, а по закону великого
Художественного контраста обострялась в своем эмоциональном
Восприятии той удивительной тихой нежностью, душевной гармонией,
Которые несла в себе Мария Львовна.
Артисты передали прекрасное единение сердец, не сдающихся,
Знающих всю великую шкалу человеческих ценностей.
|
|
Отношения с Бочаровым дружеские, тонкие, как у отца с сыном,
При полнейшем уважении мнения и действий друг друга.
Бочаров (О. Басилашвили) в этом спектакле не выступал человеком,