Были равными, единомышленниками, но к постижению истории,
К участию в революционном преобразовании страны они пришли
Каждый своим, глубоко личным путем.
Это личностное отношение к истории, к революции, отношение
Духовно-сокровенное было главным достоинством спектакля.
Тончайшее внимание к движению души, к смыслу духовной
Жизни, понимание ее значения, строжайшая правда быта — в мелочах и в общей атмосфере, соединение с мыслью об историческом
Движении народа, о революции создали этот спектакль,
Ставший одной из вершинных побед режиссерского искусства
Товстоногова и актеров его школы —прежде всего,
Эммы Поповой и Сергея Юрского.
Спектакль соединил историю и современность, ибо в историческом
Материале, в его освещении и постижении был ясно выражен
Современный взгляд режиссера.
Принципиальный, действенный и всеобъемлющий смысл работы
Товстоногова над советской драматургией —в утверждении
|
|
Своей концепции личности и истории, в художественном
Анализе связей человека и времени. Он воссоздает эти связи
И в драматургических коллизиях открытого исторического
Смысла, и в обыкновенных житейских ситуациях.
Аналитический подход Товстоногова к характеру героя выявляет
Тончайшие и многообразные линии сопряжения личности
И эпохи. Режиссер всегда видит героя в борьбе и в движении.
За ним всегда встает атмосфера истории, конкретные приметы
времени, выявляются ≪болевые точки≫ актуальных нравственных
Проблем.
Историко-биографическую драму Г. Капралова и С. Туманова
≪Третья стража≫ (1970), рассказывающую о жизни и революционной
Деятельности Николая Баумана, Товстоногов ставил
Как спор о вере. Главные герои пьесы —революционер Бауман
В исполнении В. Стржельчика и миллионер Савва Морозов
В исполнении Е. Копеляна —в конфликтном противостоянии
Раскрывали эту ведущую мысль. Два сильных человека, почти
Единые в критике существующего строя, оба предельно искренние,
Расходились в главном: один знал путь вперед и верил в будущее,
Другой этой веры, этого социального оптимизма был лишен.
Марксистски осознанные исторические противоречия выковывают
Борцов: за фигурой Баумана вставали тысячи героев
Революционного подполья, духовно красивых своей цельностью,
Идейной убежденностью, самоотвержением в борьбе. Они знали,
Как труден путь к правде. Бауман сочувственно и испытующе
|
|
Вглядывался в странного миллионера, он понимал трагедию
этого сильного характера, который ≪тянет к себе, как магнит,