≪Управленческий экстаз, этот культ деловых связей, приводит
Героя к тому, что для него Колумб-то оказывается и не нужен.
Для него важнее те, кто посылает Колумба, кто выдает
песо≫,—писал критик Ю. Смирнов-Несвицкий.
Снова и снова приходилось жалеть о том, что Товстоногову,
Как и многим его коллегам по искусству режиссуры и по художественному
Руководству театрами, частенько недоставало того
Драматургического материала, который идеально совпадает
С мыслями современника и с его жаждой ответить на вопросы
Времени. Встречи больших художественных индивидуальностей,
Как встречи кораблей в океане,—редки.
Дело даже не в том, что автор будет постоянно сотрудничать
С театром. Обычные призывы к верной и постоянной
Дружбе театров и драматургов не более как прекраснодушные
Мечтания, вряд ли осуществимые в современном театре. Хотя
Бы одна-две пьесы, но такие, в которых есть новый жизненный
|
|
Материал, трактованный с родственной режиссеру идейно-творческой
Позиции. Таким автором стал для Товстоногова и Большого
Драматического Александр Вампилов. Безвременная его
гибель острейшей болью отозвалась в сердцах деятелей театра:
С ним связывались светлые надежды...
Большой драматический театр поставил две его пьесы: на
малой сцене А. Товстоногов поставил в 1972 году ≪Провинциальные
анекдоты≫, на большой сцене в 1974 году Г. Товстоногов — ≪Прошлым летом в Чулимске≫.
Еще ничего не началось, еще закрыт занавес, а щемящая
Тревога входит в зал: неторопливо, задумчиво выводит старую
песню высокий женский голос: ≪Это было давно, лет пятнадцать
назад, вез я девушку трактом почтовым...≫
Режиссер вынес эпиграфом к спектаклю ≪Прошлым летом
в Чулимске≫ песню, которую напевают между делом герои спектакля,
Жители маленького таежного местечка. И сама песня — местная, сибирская, и скромное одноголосие исполнения придавали
Зачину спектакля дух естественного демократизма. Герои
Решали свои личные и семейные дела, которые под пером писателя
И взглядом режиссера обретали для зрителей значительный
Нравственный смысл. Так было уже однажды —на памятной
премьере ≪Пяти вечеров≫ А. Володина.
Художник Э. Кочергин, с которым Товстоногов в последние
Годы работает много и плодотворно, окружил сцену темными
Вековыми деревьями, замкнул действие в глуши. Это может
быть даже ≪медвежий угол≫. Художник и режиссер тут полем
И ч н ы —им важно отгородить, чтобы показать общность, локализовав
|
|
Место событий, открыть их широкий внутренний смысл.