блистательные постановки шекспировских пьес (≪Отелло
≫, ≪Ромео и Джульетта≫, ≪Укрощение строптивой≫), с вахтанговского
≪Егора Булычова≫ начинаются победы в драматургии
М. Горького (≪Варвары≫ Малого театра, ≪Дачники≫
Большого драматического), наконец, ≪Три сестры≫ Чехова
В постановке Немировича-Данченко открывают новые пути постижения
Чеховской драматургии.
Классические спектакли 1930-х годов возникали в сложной
Обстановке литературного и театрального развития. Резко уходя
От вульгарно-социологических трактовок, они в полной мере сохраняли
Остроту историко-социального анализа, открывали новые
Горизонты в художественном познании прошлого и с огромной
Силой утверждали гуманистическое мировоззрение. Они
Отличались также блеском сценической культуры. Это те общие
Свойства, которые составили устойчивую традицию.
Сценическая классика 1930-х годов представляла огромное
|
|
Художественное богатство, ценность которого не могут умалить
Ни известные трудности в развитии театра тех лет, ни последующие
Достижения.
Отметим также, что спектакли классического репертуара на
Деле способствовали утверждению и углублению ленинского отношения
К культурному наследию.
К концу 30-х годов стало заметно снижение режиссерской
Активности в постижении классики. Традиция нередко сводилась
К скудному набору приемов, и на какой-то период классика
Лишилась своей привлекательности.
Один из докладчиков Всесоюзной конференции режиссеров
(1939), заместитель председателя Комитета по делам искусств
при С Н К СССР А. В. Солодовников, говорил тогда, что ≪кое-
Кто понял борьбу с формализмом как отказ от поисков всякой
Новой, острой, интересной формы, как отказ от новаторства, от
эксперимента, отказ от творческого риска≫. Трудно не поверить
Такому авторитетному свидетельству, можно согласиться и
с дальнейшей фразой докладчика: ≪Появилось эпигонство, стремление
Подражать большим театрам, особенно тем, которые заслужили
известную славу≫.1 Такими театрами были, в первую
Очередь, М Х А Т и Малый.
Однако как бы ни был верен анализ и диагноз, поставленный
В докладе А. В. Солодовникова, его было недостаточно,
Чтобы немедленно начался новый этап освоения классического
наследия. ≪Эпигонство≫ продолжалось еще довольно длительное
Время, преодолеть его было не так просто.
Спектакли военных и первых послевоенных лет дают подчас
|
|
Превосходные актерские работы, но совсем не дают интересного
Режиссерского прочтения классики.
Эту ситуацию на собственном горьком опыте ощущали многие