Режиссеры, сумевшие впоследствии практически выйти

К новым рубежам в освоении классики.

Личный опыт Товстоногова, который ставил в ленинградских

театрах ≪Грозу≫ (1951), ≪Помпадуры и помпадурши≫ (1954),

≪Униженные и оскорбленные≫ (1956), а в тбилисский период

работал над ≪Мещанами≫ (1944) и ≪Бешеными деньгами≫

(1943), в значительной степени отражает общее положение.

Три ленинградских спектакля, как три этапа, показывают

Движение режиссерской мысли, ее логику и закономерность.

Теперь может показаться излишней смелость режиссера, который

в новом для него театре поставил ≪Грозу≫ А. Н. Островского,

Требующую и хорошего состава исполнителей, и своего

Взгляда на пьесу.

Собственно театральные, узкопрактические основания для

Такого выбора были. Молодежному театру —Театру им. Ленинского

Комсомола пристало иметь в репертуаре пьесу, входящую

В школьные программы. Была и исполнительница роли Катерины.

Казалось, что Н. Родионова создана для Катерины (тогда

Всходила звезда актрисы, творческая судьба которой впоследствии

Складывалась трудно).

Что касается взгляда на пьесу, ее трактовки, этого просто не

Могло не быть, ибо ни одна из пьес русской классической драмы

Сб. Режиссер в советском театре. М.—Л., 1940, с. 45.

не была так ясно и авторитетно истолкована, как ≪Гроза≫. Решение,

Иллюзорно казавшееся своим, лежало под рукой. Всем,

и Товстоногову в том числе, казалось, что добролюбовский ≪луч

света≫ есть и их собственная, родная и близкая точка зрения,

Встав на которую, можно смело браться за пьесу. Это было и

Так, и не так. Конечно, взгляд, устоявшийся в передовой русской

Критике, не мог и не должен был быть опровергнут, но для

Сегодняшнего актуального, сердечного звучания пьесы он должен

Был быть дополнен тем, что принадлежит только данному

Художнику и только нашему сегодня.

Спектакль был отмечен как удача, но ему и не удивились,

Приняв его решение как должное.

Нельзя сказать, что спектакль не имел своего замысла. Имел,

Конечно, но замысел этот в основе объективно был повторением

того, что было о ≪Грозе≫ всем известно. Новыми, ≪своими≫ были

Частности. В спектакле был создан образ толпы, которая сочувственно

Относится к Катерине. Это всеобщее сочувствие сценически

Открывало драму Катерины как всеобщую.

Режиссер искал в образах представителей народа —в Кулигине,

В мастеровых, прохожих, свидетелях гибели Катерины — сочувствия ей, и, обостряя, драматизируя обстановку в ближайшем

Окружении героини, выводил из круга ее друзей Варвару

И Кудряша, которые в спектакле были циничными и пресыщенными

Обывателями.

Рецензии на спектакль показывают, что критики не уловили


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: