Создавал характер резких внутренних контрастов, движений и
Бессильных поступков.
Возмездие в той или иной форме, но всегда через внутреннюю,
Пусть маленькую драму настигало почти всех героев спектакля.
Даже Гогин, даже ничтожный Павлин с его философским
сочинением, которое оказалось ≪чепухой≫, по определению
Цыганова, включались в число персонажей жизненной трагедии.
Все усилия всех оказывались тщетными. Время не дало никому
Никакого шанса. Искать истину нужно было в ином месте,
В ином историческом измерении, в которое уходила Катя, к которому
Имел отношение Степан Л у к и н (В. Рецептер), студент,
отбывший тюрьму, ≪как воинскую повинность≫. Но это историческое
Место и время не соприкасались с тем, что жило перед
Нами на сцене.
Весь спектакль восставал против духовной опустошенности
И бессмысленности человеческого существования, порожденных
Социальными условиями жизни.
Трагедия возникала еще и потому, что и Цыганов, и Черкун
игрались людьми с ≪хорошей биографией≫. Это не были циники
И трусы от природы, такими они стали. В режиссерском решении,
В актерском исполнении все время ощущалось это движение
Характеров во времени. Острота драмы Цыганова определялась
Тем, что он знал и другие времена, и другие мечтания.
Само дело, которым они заняты с Черкуном,—строительство
Дорог —было некогда освящено для них идеей преобразования
Жизни. Но тема эта, возникающая только в начале пьесы, потом
Уходит совсем: всякое дело, даже самое высокое, оказывается
Бессмысленным без человечности, без истинных отношений
Между людьми.
В ≪Варварах≫ режиссер показал связь драматургии М. Горького
С общей гуманистической и художественной традицией русской
Классической литературы.
Следуя за Горьким-художником, Горьким-психологом, действенно
Вскрывая каждый образ и каждую сцену, Товстоногов
Пришел к художественной многокрасочности спектакля, в котором
Отдельные образы вызывали в памяти фонвизинского Митрофанушку,
Другие напоминали гоголевских героев, третьи — купцов Островского. Некоторые критики (Д. Золотницкий) слышали
в ≪Варварах≫ и блоковские интонации: ≪Под насыпью, во
рву некошеном, лежит и смотрит, как ж и в а я... ≫ Но все это художественное
Богатство было заключено в жесткие рамки, подчинено
Единой, подлинно горьковской мысли.
Б. Бялик писал в статье ≪Вечно живые образы≫, что ≪поначалу
То сценическое толкование, которое предлагает зрителю
Режиссер Г. Товстоногов и коллектив БДТ им. Горького, удивляет,
Даже озадачивает... Но постепенно проясняется истинный