Неверным представлением о драматургическом новаторстве
Горького≫. Неверное представление, по определению Б. Бялика,
заключалось в том, что ≪новаторство Горького толкуется как
замена подтекста —≪надтекстом≫, как отказ от психологического
реализма во имя одной публицистичности≫.1
≪Варвары≫ Большого драматического театра явились одним
из первых спектаклей, прорвавших цепь ≪неверных представлений
≫ и оказавших огромное влияние не только на практику работы
Над горьковскими пьесами, но и на все наше сценическое
Искусство, которое искало в эти годы новые пути к постижению
Характера человека.
Когда спустя десятилетие пишешь о новаторстве спектакля,
О смелости режиссера, решившегося на новый подход, то всегда
Рискуешь быть обвиненным в том, что и новизна и смелость режиссера
Преувеличены. Это объяснимо —ведь многое из того,
Что некогда было новизной и смелостью, ныне стало эстетической
|
|
Нормой, привычкой. Но в момент создания спектакля,
В ходе репетиций, действительно нужна была и прозорливость,
И творческое мужество, чтобы пойти по новому пути: ведь традиции
Самого театра, казалось, вопили о кощунстве и литературоведческие
Концепции внушали мысль о некоем водоразделе,
Непроходимо легшем между, скажем, чеховской и горьковской
Литературными манерами, и врожденные актерские привычки
Еще молодого в то время товстоноговского ансамбля тянули на
Привычный путь.
Товстоногов рассказал на обсуждении спектакля любопытный
Случай, подтверждающий, как непросто было принять новое
Решение даже его единомышленникам. Говоря о трагикомическом
Жанре спектакля, о сложном сплаве смешного и страшного,
режиссер сказал: ≪Актриса (Т. Доронина) сама до конца
Не доверяет себе. На вчерашнем спектакле она испугалась сделать
мизансцену, боясь вызвать смех, и не сказала слова ≪покойник
≫ из страха смеха. Тут —стремление сыграть чистую
героиню, очищенную от этого уездного и смешноватого...≫2
(Имеется в виду реплика Надежды из IV акта, обращенная
к Монахову: ≪Иди один, п о к о й н и к... иди!≫)
1 ≪Литературная газета≫, 1959, 29 декабря.
Стенограмма обсуждения спектакля. 24 ноября 1959 г. Библиотека ЛО
ВТО.
≪Варвары≫ объединили многие линии творческого развития
Искусства нашего театра и самого Товстоногова. Поиски современного
Театрального языка, психологической глубины и тонкости
обретали в ≪Варварах≫ черты академического профессионализма.
|
|
≪Варвары≫ соединили театральные искания современников
С русской классической традицией и были одним из тех