Для которой эта роль явилась одним из первых значительных
Актерских успехов.
Т. Доронина, в соответствии с замыслом режиссера, играла
Необыкновенную, незаурядную натуру. Она ждала и надеялась.
В ее ожидании, в ее надеждах был щемящий звук, который
Предсказывал общее крушение жизни.
Актриса и режиссер не боялись довести стремление Надежды
Найти своего героя, героя без страха и упрека до самых откровенных,
Подчас смешных проявлений. Трагедия ожидания, трагедия
Безгеройности вырастала из смешных фраз и поступков
уездной мещаночки, начитавшейся романов из ≪красивой≫
Жизни. Можно было смеяться, но нельзя было не ощутить той
Истинной цельности, искренности и боли, которые ж и л и в душе
Надежды Монаховой и требовали выхода. Это решение совпадало
С точкой зрения самого автора, рекомендовавшего обратить
внимание на Надежду, которая одна среди всех ≪верит
в человека-героя≫.1 Некоторые критики спектакля упрекали
|
|
Т. Доронину в том, что в ее героине больше чувственной, нежели
Творческой силы. Думаю, что такой упрек вряд ли правомерен,
Ибо грань между чувственным и духовным в образе Надежды
Стерта, проходит она не в душе самой героини, а между
Искренностью и цельностью ее надежды и веры в героя и жизнь,
В которой нет этого героя. Погибала Надежда, погибала сама
жизнь, не найдя героя. ≪Сцены из провинциальной жизни≫ приобретали
Черты трагедии рока, уездные страсти разыгрывались
На историческом вулкане.
Товстоногов искал решение спектакля в пьесе, в логике
Жизни ее героев, в строгом отборе предлагаемых обстоятельств.
Секрет режиссера был в непредвзятости взгляда —он хотел понять
Драму каждого и показать ее нам, не возвещая заранее
Никаких оценок.
Даже Редозубов, этот столп и символ уездного одичания и
Самодурства, выказывал в последнем акте почти трогательную
Отцовскую любовь и заботу. Время и его резало по живому. Не
В силах удержать Катю (3. Ш а р к о), он искренне тревожился
См.: М. Г о р ь к и й. Собр. соч., т. 29. М., 1955, с. 47.
За ее будущее. Из-под маски самодура проглядывало лицо живого
И страдающего человека.
Лидия (Н. Ольхина), потянувшаяся к Черкуну (П. Луспекаев),
Довольно быстро понимала его истинную цену, но находила
В себе силы не сломиться, не разувериться, остаться самой
Собой. Лидия примыкала в спектакле к лагерю Степана и
Кати —у этих героев было будущее, они не дали себя сожрать,
|
|
Не подчинились гнету времени.
Время определяло судьбы героев спектакля, оно было заложено
В существе характеров, столь сложно и полно раскрытых
В этом спектакле.