на просьбу Надежды выйти на крыльцо Цыганов отвечал:
≪С вами хоть на крышу≫. Вскоре вслед за этой репликой, которая
Вызывала комическую реакцию в зале, следует самоубийство
Монаховой. Эта фраза вычеркивалась во многих спектаклях,
Не произносил ее и К. Зубов, исполнитель роли Цыганова
В знаменитом спектакле Малого театра.
Товстоногов не считал эту реплику ключевой, он добивался
Чередования смешных и трагических сцен, искал этих контрастов
В спектакле. Трагикомическое режиссер видел в резких поворотах
Самого действия, в сломах характеров всех действующих
Лиц, вплоть до вполне ничтожного Дробязгина, в котором
С. Юрский с великолепной смелостью выявлял прямо-таки
азартную, неудержимую тягу к ≪варварству≫, к падению, к ≪тайным
порокам≫, о которых он столь многозначительно вопрошал
Цыганова (В. Стржельчик).
Атмосфера неустойчивости жизни, подпиленных жизненных
Опор, ощущение края бездны жило в этом спектакле, связывая
|
|
Пьесу с конкретной исторической действительностью, которая ее
Породила.
Однако было бы опрометчиво принять только режиссерское
Определение этого спектакля как трагикомедии, хотя, безусловно,
Нужно отметить, что найденное режиссером определение
Было той методологической, художественно-образной нитью, которая
Его вела.
Художественный результат, достигнутый в спектакле, вынуждает
Дополнить режиссерское определение весьма существенно.
В жанровом определении еще не содержится реального — исторического, социального, современного смысла, который был
Заложен в этом многомотивном спектакле. Отдельной темой
Спектакля был, по сути, каждый образ пьесы, индивидуально
Преломлявший общий замысел постановщика.
Спектакль был щедр на сатирические краски, в которых
Представала деревянная, уездная Россия.
История жизни и деятельности инженеров, пришедших обновить
Г л у х ую жизнь, развертывалась в вязкой среде, где глохли
1 ≪Театр≫, 1968, № 3, с. 5.
Все устремления, гибли надежды и значительного эффекта достигала
только ≪просветительская деятельность≫ Цыганова.
По сцене носились, двигались, ползали уездные монстры,
Вроде фискала Головастикова (Б. Рыжухин), городского головы
Редозубова (Г. Семенов), его сына (В. Кузнецов) и чиновника
Дробязгина. Ничтожность их жизненных целей разительно
Контрастировала той страсти, одержимости и азарту, которые
|
|
Они тратили на достижение своих целей. Все они были взяты
В резких, но психологически достоверных контрастных сопоставлениях.
Наибольшим контрастом всем вместе и каждому в отдельности