Достоевского и Шекспира, Грибоедова и Салтыкова-Щедрина
Для Товстоногова вполне закономерным кажется обращение
к Гоголю, к ≪Ревизору≫.
Товстоногов долго вынашивал свой замысел ≪Ревизора≫.
Как бы ни был самостоятелен художественный взгляд режиссера,
Нельзя не учитывать прошлых постановок, не думать о соотношении
Его концепции с тем, что называется сценической
Традицией. Дело, разумеется, не в том, чтобы избежать чисто
Актерских приспособлений-штампов, но прежде всего в том,
Чтобы найти свой взгляд на мир гоголевской комедии, установить
Ее живые соотношения с нынешним днем, избежав хрестоматийно
Традиционной трактовки.
П р и таком подходе режиссера к замыслу спектакля его работа
над ≪Ревизором≫ объективно приобретала поисковый характер,
Ибо традиция сценического воплощения гоголевской комедии
Практически была исчерпана.
В статье ≪Третий ≪Ревизор≫, посвященной спектаклю
МХАТ, Е. Полякова, подводя краткие итоги сценической истории
пьесы, пишет: ≪...подражали Мейерхольду много и безвкусно.
...≪Ревизор≫ а ля Мейерхольд был дежурным спектаклем
Многих театров, пока имя режиссера не исчезло с афиш, и
все бросились назад, к традиционному ≪Ревизору≫, где привычна
Каждая реплика и каждая мизансцена. Спектаклей-от114
Крытий среди них не было. Но были интереснейшие отдельные
Находки и образы. А. Д. Попов вписал уездный городок в серую,
Раздольную Россию. Н. Акимов удивил маленьким, робким
Жандармом, которому никак не дают произнести роковую фразу,
Оказавшуюся вдруг смешной и нестрашной. В Малом театре незабываем
Был Климов —льстивый пройдоха Земляника, а в лен
И н г р а д с к о м —Городничий —Ю. Толубеев и Осип —Н. Черкас
О в... Художественного театра нет в гоголиане ни 30-х, ни 40-х,
ни 50-х годов. Почти через полвека после ≪Ревизора≫ с М и х а и лом
Чеховым показал он свой новый спектакль. Своего третьего
≪Ревизора≫.1
≪Ревизор≫ Товстоногова явился спектаклем неожиданным.
В сценической истории комедии ему трудно найти аналогию,
Хотя весь он своим существом крепко связан с традициями подхода
К классике, накопленными советским театром. Традиции
В данном контексте нужно понимать не как наследование неких
Сценических приемов (хотя дотошные и памятливые исследователи
Могут найти в спектакле Товстоногова некоторые частные
сценические решения, уже ≪бывшие в употреблении≫, например,
Еще до слабосердечного Хлопова —Трофимова падал в обморок
Хлопов —Петкер в спектакле Художественного театра), а как
Сложный идейно-эстетический комплекс театральных воззрений,






