Событий. Иллюстративность приема скрадывается тем,
Что он не заменяет характеры, а создает предлагаемые обстоятельства,
В которых характеры раскрываются полнее и глубже.
В этом —принципиальный смысл режиссерского приема, годного
Не только для данного спектакля.
Жанровое решение спектакля и в данном случае помогает
Режиссеру открыть в пьесе новое, найти ее современное художественное
Звучание, полнее и нагляднее выразить свой замысел.
≪Сдвижение≫ жанра можно назвать режиссерским принципом
Товстоногова, более того —его открытием, получившим
Полное развитие и разработку в его творчестве.
Привычную бытовую традицию сценической интерпретации
Гоголевской комедии Товстоногов сблизил с сегодняшней театральной
Практикой, последовательно применив к пьесе метод
Психологического реализма, скрупулезной проработки характеров,
Строго соотнесенных с режиссерскими предлагаемыми обстоятельствами.
|
|
Бытовая комедия резко сдвинута в сторону
гротеска, фантастики. В формуле спектакля: ≪фантастический
реализм≫ —для Товстоногова оба слова имеют равную
силу, взятые как бы через точку: ≪Фантастика≫. ≪Реализм≫.
Реализм характеров и фантастика ситуаций жизни, утратившей
Нравственные основы.
Фантастика живет, реализуется не только в появлении призрака,
Но в самом течении жизни, в ее опрокинутой логике.
Е явление I I I акта (после завтрака в богоугодном заведении)
Происходит в коляске. Тесно усевшись на сиденье, чиновники
С трудом удерживают падающего Хлестакова, в конце
Концов засыпающего у них на руках. Тихий романс над спящим
Хлестаковым, похрапывание которого совпадает с ритмом мелодии,
Переходит —Хлестаков проснулся —в разухабистое пение,
В. Г. Белинский о Гоголе, с. 127.
Во весь голос, и к дому коляска подкатывает (ее движение, разумеется,
≪сыграно≫, сама же она стоит на месте) с шумом,
Гиком и посвистом.
Переход от почтительного страха к разгулу, к развороту
Души совершен мгновенно и закономерно. Пир во время чумы
особенно шумен, надежда на то, что, кажется, ≪пронесет≫, прибавляет
Чиновникам духу. Ржание лошади походит на смех.
Товстоногов материализовал и еще одну метафору Гоголя.
Бобчинскому, видимо, не осталось места в коляске, и он побежал
за ней ≪петушком≫ —бег на месте Бобчинского сделан как
Отличный эстрадный номер, смешной и точный.
Вопрос о комедийности, смешной стихии ≪Ревизора≫ не мог
|
|
Не вставать перед Товстоноговым. Он ответил на него, сказав,
что ≪не собирался отказываться от юмора, от стихийности высокой