И состоит именно в том, что предлагаемые обстоятельства
Воспринимаются пассивно, нетворчески, только в узких
Пределах бытовых или сюжетных условий.
Ю. Зубков, считающий, что нужно говорить ≪о том, насколько
По-настоящему современно сценическое прочтение бессмертной
гоголевской комедии≫, допускает фактическую неточность,
утверждая, что человек в темном платье ≪постоянно
Присутствует на сцене, наблюдая за происходящим в доме городничего,
Сопровождая вместе с чиновниками Хлестакова в коляске...
≫ В спектакле призрак появляется на сцене трижды:
В гостинице, в сцене вранья и в сцене сватовства Хлестакова.
И трижды видят чиновники в вышине сцены коляску с ≪черным
человеком≫.
Любопытно отметить, что в ≪Ревизоре≫, поставленном в это
же время В. Плучеком в Театре сатиры, также есть свой ≪черный
человек≫, таинственный чиновник, бродящий между участниками
Комедии. Идея, видимо, носилась в театральном воздухе
|
|
со дня премьеры ≪Ревизора≫ Вс. Мейерхольда.
Призрак мог, разумеется, вызвать споры, как всякое нововведение,
Не предусмотренное автором. Самым серьезным из
Возможных критических возражений было указание на прямолинейность,
Иллюстративность этой режиссерской метафоры.
Однако в данном случае прием режиссера можно принять, ибо
Он вытекает из сути его замысла. Товстоногов никогда не был
≪строгим≫ эстетом, когда речь шла о какой-либо наглядной, иллюстрирующей
Детали в его спектаклях, ибо он считает, что
Зрителю должно быть совершенно понятно, о чем идет речь.
Так, он не побоялся иллюстрирующей фотографии в ≪Мещанах
≫, не постеснялся подчеркнуть мысль спектакля ≪Традиционный
сбор≫ демонстрацией фотографии класса, выпуск которого
Совпал с началом войны.
Следует ответить на вопрос по существу, сказать о том, вытекает
ли ≪идея призрачности≫ из самого гоголевского произведения,
Соотносится ли с той объективной, исторически-конкретной
Действительностью, о которой пишет Гоголь.
Белинский считал, что ≪идея призрачности≫ (это его выражение)
лежит в основе ≪Ревизора≫, что городничий —≪человек
призраков≫: ≪Не грозная действительность, а призрак, фантом,
Или, лучше сказать, тень от страха виновной совести, должны
были наказать ч е л о в е к а п р и з р а к о в ≫. 1
Городничий, уходя из номера, тревожно взглянет на то
Место, где появился призрак, проверит —не померещилось ли?
В сценах своего недолгого торжества он встанет на клавикорды,
|
|
Растопчет что-то невидимое —все тот же призрак, тень
Страха.
Призрак, человек в темном платье, воплощает идею, которая