Алексея Степановича Молчалина, ≪годить≫. И прозвучала первая
реплика спектакля: ≪Встречает меня Алексей Степанович
Молчалин и говорит:
≪Нужно, голубчик, погодить!≫ Разумеется, я удивился. С тех
самых пор, как я себя помню, я только и делаю, что гожу≫.
Глумов не взялся толково объяснить, что же понимается
под словом ≪годить≫, заметил только, что ≪всякое поползновение
К объяснению есть противоположное тому, что на русском
языке известно под словом ≪годить≫.
Последовав совету Молчалина, герои начали ≪годить≫, избавляться
Внутренне от всех бывших соблазнов —не то чтобы
свободомыслия, а вообще от поползновений ≪свободно-разумного
отношения к действительности≫, а потом и вовсе от какой-
Либо способности думать.
Довольно долго все это шло прекрасно, без внутренних затруднений.
Ненавидимые автором либералы легко соглашались
И на духовное смирение, и на подлость, и на уголовщину, лишь
бы прочно встать на ≪стезю благонамеренности≫. Они сподобились
даже редактировать газету ≪Словесное удобрение≫, совсем
Как Очищенный, то есть пали ниже некуда —до уровня
бывшего тапера из ≪педагогического≫ заведения Дарьи Семеновны.
Лишь в финале романа их стали посещать видения
Стыда, охватила ≪тоска проснувшегося Стыда≫.
Пьеса С. Михалкова заканчивается задолго до окончания
романа: в нее не входят ни поездки героев по уездам ≪либеральной
≫ Тверской губернии, ни их последующая судьба. Дело
Не только в том, что пьеса не может вместить все события романа,
Но и в том, что действие внутреннее, процесс психологического
Свойства, который интересовал драматурга и режиссера,
Вполне выясняется в пределах петербургских сцен. Именно
Психологический механизм нравственного падения и одичания
людей, лишенных крепких идейных основ и ≪высших идеалов≫,
Интересовал создателей спектакля.
Из обширного материала романа спектакль выплавляет свой
Слиток, компоненты которого то совпадают с первоисточником,
То расходятся. Расхождение в жанровой природе: театр, драматург,
Режиссер видят маски Щедрина как живых людей, в их
Психологической конкретности, которая не была целью самого
Сатирика. Как большой художник он дал материал на все
Жанры, хотя в своей политической реальности, в своей борьбе,
Может быть, и не придавал психологической стороне важного
Значения.
Из второй части романа авторы спектакля взяли себе на
Заметку мысль о просыпающемся Стыде, свидетельство об остатке
Человеческого в этих людях. Они сыграли представление